Когда говорят, что сегодняшний кризис «достиг своего дна», многие пытаются спорить и с оптимистичным воодушевлением обещают: «То ли еще будет!» Но в одном отношении мы дна все-таки достигли – по крайней мере в культурной жизни Санкт-Петербурга. Речь не о сокращении числа выставок или театральных премьер, а об очевидном кризисе здравого смысла. О трате гигантских денег налогоплательщиков на помпезные праздники в ситуации, слишком похожей на пир во время чумы. А значит, речь идет о падении культуры в самом общем смысле – культуры отношений власти и общества.
В соответствии с уже опубликованными планами комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга, в 2009 году на «культурные мероприятия» город потратит более 135 млн. руб. Еще большие деньги предполагается привлечь в качестве спонсорской помощи под эту программу. Осуществлять подготовку общегородских торжеств поручено ОАО «Санкт-Петербургский международный центр фестивалей и праздников».
Сегодня это предприятие – фактический монополист по освоению бюджетных средств, выделяемых на увеселение и подъем духа граждан, проживающих в Северной столице. Формально городские тендеры проводятся на каждый запланированный праздник, но выигрывает их почему-то обычно Марина Фокина – генеральный директор упомянутого ОАО. Почти всегда на конкурс подается одна-единственная заявка, и именно она почему-то нравится питерским чиновникам больше отсутствующих других. Конечно, это просто совпадение, и личные связи тут ни при чем.
Однако речь ведь не о культуре проведения тендеров, а о культуре самой элементарной – например о чувстве такта. Вместе с гипотетическими спонсорскими взносами (а по просьбе мэрии в них традиционно никто из представителей крупного бизнеса организаторам не отказывает) на «праздничный ветер», похоже, будет пущено уж никак не меньше 10 млн. долл. Хотя зарплаты работников той же культуры в Санкт-Петербурге позорно низки, исторический центр (кроме фасадной части, подновленной в стиле потемкинской деревни) требует срочных и масштабных реставрационных работ, многие музеи города влачат нищенское существование, школы и детские культурные учреждения буквально разваливаются. Не говоря уж о быстром росте безработицы, падении промышленного производства, стремительном сокращении реальных доходов пенсионеров и тому подобных «мелочах».
Может быть, планируемые праздники все-таки важнее благополучия быстро вымирающих пенсионеров и состояния музейных стен?
Начнем с начала – с января 2009 года. На новогодние торжества было потрачено 2 млн. евро. Это суммарный годовой бюджет приблизительно 8 домов престарелых или 10 общеобразовательных школ. Если учесть, что размер пособия по безработице не превышает сегодня 5 тыс. руб., то праздник обошелся городу приблизительно в 20 тысяч таких пособий. Освещали ночь, отапливали космос, отвлекали от кризиса народные массы. Фокина поддержала немецкого и американского производителей лазерной техники. Зачем? Ответ на этот вопрос очевиден только для самих организаторов шоу, готовых развлекать сограждан за хорошие деньги в любой ситуации: когда те теряют работу и средства к существованию, хоть даже и на смертном одре. Последнее – отнюдь не преувеличение.
Поражает размах гоголевских торжеств, запланированных в Санкт-Петербурге. В городе в течение года будет проведено 100 мероприятий в честь великого русского классика, на которые предполагается истратить десятки миллионов рублей бюджетных денег и как минимум столько же спонсорских средств. Масштаб поистине хлестаковский. Чего стоит один только театральный фестиваль, где все участники будут показывать один спектакль – «Женитьбу». Представляете себе театрала, который выдержит этот безумный марафон? Летом или осенью 2009 года на станции метро «Невский проспект» состоится премьера хоровой симфонии «Невский проспект» юного композитора Алекса Прайора. Интересно, как автор «Мертвых душ» отнесся бы к такой – подземной – версии своего чествования? А сколько будет выпито и съедено на торжественных приемах, посвященных юбилею Николая Васильевича?! И позвольте не поверить, что и здесь компания Марины Фокиной, как вездесущий гоголевский Чичиков, не упустит своего. А ведь в Петербурге нет даже музея-квартиры Гоголя.
А сколько запланировано всяческих чествований и юбилеев! Церемоний награждения и встреч почетных граждан! Такое впечатление, что кризис так обострил у сытых тягу к зрелищам, что о хлебе для голодных просто забыли. Конечно, история нас ничему не учит, но об одном все же свидетельствует со всей очевидностью: пир во время чумы может быть каким угодно веселым, но заканчивается он всегда одинаково. Другое дело, что организаторам культдосуга в городе на Неве этот пир, без сомнения, приносит неплохие дивиденды.