0
1315
Газета Культура Интернет-версия

13.04.2009 00:00:00

О страстях

Тэги: музыка, опера


музыка, опера Взволнованный Плетнев.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Минувшая неделя прошла под знаком новых имен и хорошо забытой музыки: Москва открыла ряд неизвестных широкой публике вокалистов, а также услышала нетрадиционные сочинения из репертуара Страстной недели – ораторию Мендельсона «Павел» и кантату Бетховена «Христос на Масличной горе».

Концертом Вивики Жено завершился филармонический абонемент «Звезды мировой оперы в Москве». Уроженка Аляски настолько популярна, что о ней уже сняли фильм под названием «Голос из холодов», хотя сама героиня производит впечатление экспансивной знойной красавицы, нежели снежной королевы, в особенности в испанском репертуаре: во втором отделении она исполнила головокружительные фрагменты из сарсуэл Хименеса и Серрано. Вместе с тем Жено представила московской публике срез своего творческого багажа, где крупным планом шли арии из барочных опер, а на их фоне – белькантовый репертуар: кантата Россини «Жанна д’ Арк» и романс из оперы Тома «Миньон», ну и в качестве перчинки – уже названные отрывки из сарсуэл. Самое сильное впечатление производит, конечно, барокко, и это закономерно: «брючные» партии певице доверяют ведущие дирижеры и сцены мира, а ее диск с ариями, с которыми в свое время блистал знаменитый кастрат Фаринелли, активно обсуждался в профессиональных кругах.

В Москве певица исполнила в основном неизвестную музыку – арии из опер Вивальди, Хассе и Генделя. Тембр, безупречная техника и манера Жено словно созданы для оперных героев XVII–XVIII веков. Легкое и отчетливое произнесение каждой нотки, даже в самых сложных пассажах, выразительность – но не изображение каждого сюжетного и душевного движения (чем отличается бесподобная Чечилия Бартоли), – напротив: гнев, печаль или волевая решимость – Вивика Жено остается в рамках одного аффекта, и это, в общем, отвечает стилю эпохи. Добавим, что оркестр Musica viva под управлением испанского дирижера Карлоса де Арагона (и частого партнера певицы по сцене, в том числе и в камерном жанре, как концертмейстера) составил солистке достойную компанию.

Два других концерта очень кстати пришлись на Страстную неделю по католическому календарю. Одно из самых масштабных сочинений Мендельсона – оратория «Павел» – прямого отношения к предпасхальной седмице не имеет, но библейский сюжет (история апостола Павла) и в особенности структурная схожесть сочинения со Страстями Баха косвенно связывают эту ораторию именно со Страстной неделей. Сочинение прозвучало в исполнении Большого симфонического оркестра им. Чайковского, хора Большого театра и блестящего квартета солистов: британского сопрано Лизы Милн, меццо-сопрано Марии Весселинг (Швейцария), австралийского тенора Стива Давислима и француза Николя Куржаля (бас-баритон), проникновенно и страстно исполнившего партию Павла (в первой части – фарисея Савла). Владимир Федосеев – именно в его интерпретации прозвучала оратория – добился местами очень выверенного баланса, как звукового, так и стилистического: оркестр не выбивался, хор справлялся с полифоническими трудностями и – особенно в тихих местах – демонстрировал очень культурное пение. Правда, во второй части, вероятно, из-за усталости, оркестр расслабился, из-за чего партитура слегка «поплыла».

Апофеоз концертной жизни Москвы за прошлую неделю случился в пятницу, когда Российский национальный оркестр исполнил кантату Бетховена «Христос на Масличной горе» с развернутым вступлением в виде двух сочинений Гайдна: интродукции из «Семи слов Христа на кресте» и 49-й симфонии под названием La Passione (по сути, Страсти). В свойственной Плетневу манере, оба отделения он провел на приподнятой ноте, исполненной взволнованности и отчасти пафоса. В бетховенской кантате солировали любимица московской публики Симона Кермес, а также тенор Пол Найлон (выразительно и даже отчаянно исполнивший партию Иисуса) и баритон Анджей Белецкий. «Христа на Масличной горе» услышишь не так часто даже в мире, не говоря уже о России, так что факт живого звучания этого сочинения Бетховена добавляет особой событийности концерту РНО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1815
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3801
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2851
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2324

Другие новости