Взволнованный Плетнев.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Минувшая неделя прошла под знаком новых имен и хорошо забытой музыки: Москва открыла ряд неизвестных широкой публике вокалистов, а также услышала нетрадиционные сочинения из репертуара Страстной недели – ораторию Мендельсона «Павел» и кантату Бетховена «Христос на Масличной горе».
Концертом Вивики Жено завершился филармонический абонемент «Звезды мировой оперы в Москве». Уроженка Аляски настолько популярна, что о ней уже сняли фильм под названием «Голос из холодов», хотя сама героиня производит впечатление экспансивной знойной красавицы, нежели снежной королевы, в особенности в испанском репертуаре: во втором отделении она исполнила головокружительные фрагменты из сарсуэл Хименеса и Серрано. Вместе с тем Жено представила московской публике срез своего творческого багажа, где крупным планом шли арии из барочных опер, а на их фоне – белькантовый репертуар: кантата Россини «Жанна д’ Арк» и романс из оперы Тома «Миньон», ну и в качестве перчинки – уже названные отрывки из сарсуэл. Самое сильное впечатление производит, конечно, барокко, и это закономерно: «брючные» партии певице доверяют ведущие дирижеры и сцены мира, а ее диск с ариями, с которыми в свое время блистал знаменитый кастрат Фаринелли, активно обсуждался в профессиональных кругах.
В Москве певица исполнила в основном неизвестную музыку – арии из опер Вивальди, Хассе и Генделя. Тембр, безупречная техника и манера Жено словно созданы для оперных героев XVII–XVIII веков. Легкое и отчетливое произнесение каждой нотки, даже в самых сложных пассажах, выразительность – но не изображение каждого сюжетного и душевного движения (чем отличается бесподобная Чечилия Бартоли), – напротив: гнев, печаль или волевая решимость – Вивика Жено остается в рамках одного аффекта, и это, в общем, отвечает стилю эпохи. Добавим, что оркестр Musica viva под управлением испанского дирижера Карлоса де Арагона (и частого партнера певицы по сцене, в том числе и в камерном жанре, как концертмейстера) составил солистке достойную компанию.
Два других концерта очень кстати пришлись на Страстную неделю по католическому календарю. Одно из самых масштабных сочинений Мендельсона – оратория «Павел» – прямого отношения к предпасхальной седмице не имеет, но библейский сюжет (история апостола Павла) и в особенности структурная схожесть сочинения со Страстями Баха косвенно связывают эту ораторию именно со Страстной неделей. Сочинение прозвучало в исполнении Большого симфонического оркестра им. Чайковского, хора Большого театра и блестящего квартета солистов: британского сопрано Лизы Милн, меццо-сопрано Марии Весселинг (Швейцария), австралийского тенора Стива Давислима и француза Николя Куржаля (бас-баритон), проникновенно и страстно исполнившего партию Павла (в первой части – фарисея Савла). Владимир Федосеев – именно в его интерпретации прозвучала оратория – добился местами очень выверенного баланса, как звукового, так и стилистического: оркестр не выбивался, хор справлялся с полифоническими трудностями и – особенно в тихих местах – демонстрировал очень культурное пение. Правда, во второй части, вероятно, из-за усталости, оркестр расслабился, из-за чего партитура слегка «поплыла».
Апофеоз концертной жизни Москвы за прошлую неделю случился в пятницу, когда Российский национальный оркестр исполнил кантату Бетховена «Христос на Масличной горе» с развернутым вступлением в виде двух сочинений Гайдна: интродукции из «Семи слов Христа на кресте» и 49-й симфонии под названием La Passione (по сути, Страсти). В свойственной Плетневу манере, оба отделения он провел на приподнятой ноте, исполненной взволнованности и отчасти пафоса. В бетховенской кантате солировали любимица московской публики Симона Кермес, а также тенор Пол Найлон (выразительно и даже отчаянно исполнивший партию Иисуса) и баритон Анджей Белецкий. «Христа на Масличной горе» услышишь не так часто даже в мире, не говоря уже о России, так что факт живого звучания этого сочинения Бетховена добавляет особой событийности концерту РНО.