0
962
Газета Культура Интернет-версия

06.04.2009 00:00:00

Остается любоваться на листы партитуры

Тэги: золотая маска, премия, афиша


В музыкальную афишу «Золотой маски» в этом году попали два московских спектакля – один производства Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко («Майская ночь»), другой – продукт фонда «Русское исполнительское искусство». Нет ни одной постановки Большого театра, ни одной – из «Новой оперы». Это неудивительно – экспертный совет фестиваля составляют в основном газетные рецензенты, а рецензии на «Пиковую даму» и «Кармен» были преимущественно отрицательные, на «Лоэнгрина» – разные, но это не помогло спектаклю попасть в список номинантов.

Тем более странно выглядит присутствие постановки оперы Пуленка «Человеческий голос» в шорт-листе фестиваля. Моноопера на текст Жана Кокто представляет, по сути, телефонный разговор на час. Но какой! Трагедия женщины, которая любит┘ Она просит, стонет, умоляет, вдруг улыбается, кричит, она надеется и вдруг осознает реальность. Каждое слово – словно игра по оголенным нервам. Что видим мы? Нелепую металлическую конструкцию и часовую гимнастическую зарядку, каждое движение которой лишено какого бы то ни было смысла. Надо отдать должное певице Ольге Балашовой: пение и движение она сочетает «на ура». Но только во имя чего? К «Человеческому голосу» это не имеет никакого отношения. Если не знать содержания этой музыки, по этому спектаклю ни за что не поймешь, о чем эта опера. Даже более: по этому спектаклю вообще невозможно представить ни один, даже самый абсурдный сюжет, настолько все происходящее на сцене бессмысленно. К современному танцу (очевидно, именно это определение имел в виду режиссер Юрий Ардашев) этот спектакль тоже не имеет никакого отношения: технический набор движений и их комбинации слишком наивны, не говоря уже о художественном эффекте. Большой вопрос к экспертному совету: как попал этот спектакль в номинацию?! Ей-богу, начнешь задумываться о коррумпированности или других, не имеющих отношения к музыке и театру вещах.

Другой спектакль, представленный на суд жюри, – «Золушка» Россини из санкт-петербургского театра «Зазеркалье» – номинирован аж в трех номинациях: лучший спектакль, работа дирижера и лучшая женская роль. Хорошо, на безрыбье, как говорится, в первой категории эту постановку Александра Петрова стерпеть можно. Лирическая комедия, по традиции насыщенная режиссерскими «фокусами» вроде осовремененных диалогов на русском языке или «фея»-растяпы (Россини подкорректировал сюжет: вместо феи у него фигурирует наставник принца), у которого мыши так и остаются мышами, а тыква – овощем.

Единственное, что украшает эту постановку, – факсимильные страницы композитора, которые в увеличенном виде составляют основу убранства сцены: на них хотя бы можно любоваться. А вот услады для ушей здесь не найдешь: оркестр под управлением претендующего на приз лучшего дирижера Павла Бубельникова играет откровенно фальшиво, а россиниевских голосов, да еще и с настоящей итальянской выучкой (то есть владением стилем бельканто, когда от каждого пассажа, подобного бриллиантовой россыпи, у слушателей захватывает дух), в этом театре явно не хватает. Даже у исполнительницы заглавной партии Юлии Неженцевой, которая как раз и борется за «Золотую маску». Но оных, пожалуй, и во всей России не сыщешь, а потому большинство россиниевских постановок в нашей стране заранее обречены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1813
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3799
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2849
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2322

Другие новости