Нынешний состав балетных номинантов «Золотой маски» представляет на удивление цельную картину. Среди высших достижений сезона нет оригинальных современных сочинений (шоу-проект «Диана Вишнева: красота в движении» погоды не делает). Восстановленный в Большом театре Флеммингом Флиндтом его спектакль 1963 года «Урок» - младшенький из соревнующихся. Остальное – более или менее осовремененные версии легендарных балетов: от Большого театра – «Сильфида» (1836) и «Пламя Парижа» (1932), от Мариинского – «Карнавал» (1910), из Перми – «Корсар» (1868), из Новосибирска – «Баядерка» (1877). Это можно расценивать как свидетельство кризиса хореографической мысли, а можно – как не ослабевающее стремление сохранить все богатство знаний, накопленное балетным человечеством, не дать ему раствориться в безвременье. Тенденция очевидна, как очевиден и повод недоумевать и спорить о том, правомерно ли номинировать в качестве лучшего балетмейстера\хореографа не Августа Бурнонвиля, Василия Вайнонена, Михаила Фокина и Мариуса Петипа с Вахтангом Чабукиани, а Йохана Кобборга, Алексея Ратманского, Сергея Вихарева, Василия Медведева или Игоря Зеленского. Может быть, «Золотой маске» все же стоит подумать, как закрепить в номинации понятие «постановщик», собрать журналистов, объяснить свою позицию и критерии, узаконив наконец статус и заслуги тех, кто дает новую жизнь шедеврам прошлого.
Новосибирская «Баядерка» фигурирует в пяти номинациях: «работа дирижера» (Андрей Данилов), «работа художника в музыкальном театре» (Давид Монавардисашвили), «работа художника по свету в музыкальном театре» (Владимир Лукасевич), Игорь Зеленский номинирован дважды – как балетмейстер\хореограф и как лучший исполнитель мужской роли за партию Солора. Зеленского нельзя с полным правом отнести к разряду аутентистов. Его первый постановочный опыт на посту худрука балетной труппы Новосибирского театра оперы и балета свидетельствует, скорее, о желании представить спектакль как эволюционировавший во времени живой организм.
Четырехактным балетом о любви, предательстве и свободной женщине Востока, мужественно распоряжающейся собственными жизнью и смертью, Мариус Петипа фактически отметил 30-летие своей творческой деятельности в России. Премьера состоялась в январе 1877-го. С тех пор сценарий Петипа и Худекова не раз перерабатывался, в 20 веке «Баядерка» стала трехактной, соответственно требованиям времени развился мужской танец. В 1941 году в Кировском театре Владимир Пономарев и Вахтанг Чабукиани создали свою редакцию балета. Ученик Чабукиани по Тбилисскому хореографическому училищу, Зеленский взял за основу именно ее «с отдельными танцами Константина Сергеева и Николая Зубковского». Мелодраматическая история о том, как доблестный военачальник полюбил храмовую танцовщицу Никию, а женился на дочери раджи Гамзатти. Ритмичная музыка Людвига Минкуса. Незатейливая экзотика. А главное – много прекрасных танцев. Что еще нужно, чтобы получить удовольствие? Нужно, чтобы все это было качественно исполнено. И тут пальма первенства принадлежит Зеленскому-танцовщику. Он демонстрирует свой фирменный прыжок, неслышную, какую-то «мультипликационную» мягкость приземления. Из пируэта выходит так, точно кузнец-каллиграф из тугого, разогретого металлического прута замысловатый вензель выписывает. Неукоснительно соблюдая законы мелодрамы, счастливо избегает чрезмерной аффектации (редкое сегодня благородство сценической манеры – тоже его фирменный знак). Зеленский ни разу не выпал из образа, если не танцевально, так в мимических репликах обыгрывая и связывая в единое целое каждый эпизод. Как постановщик от себя добавил самую малость. К примеру, пластическую грезу одурманенного горем и опиумом Солора, предваряющую знаменитую «белую» картину «Тени». Отдал дань и современным технологиям. Купил за границей чудесные краски-спреи. Зрителю и невдомек, что покрытые ими исполнители партии Золотого божка едва не падают в обморок. Впечатление-то потрясающее. В финале, когда гнев богов обрушивается на мечущегося в отчаянии неверного Солора, словно всполохи молнии, выхватывают его фигуру из тьмы вспышки стробоскопа. Приживутся ли его собственные новшества в будущем - покажет время. Важнее для Игоря Зеленского – собрать и сохранить лучшее, что подарило «Баядерке» прошлое.