Сцена из оперы «Шпонька и его тетушка».
Фото Валентина Барановского
Двухсотлетие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя превратилось почти в национальный праздник: он сам и его герои глядят с витрин, растяжек, афиш, билбордов – так что особо впечатлительный и начитанный прохожий того и гляди закружится в мистическом водовороте гоголевских сюжетов. Или реалистическом: какая же красивая комбинация с мертвыми душами – любой сегодняшний спекулянт крупных и мелких масштабов позавидует.
Театры драматические представляют ретроспективы и премьеры спектаклей по Гоголю, не отстают от них и театры музыкальные. По Гоголю, между прочим, писали даже более охотно, чем по Пушкину и другим столпам русской литературы. Причем не только в XIX веке: Гоголь будоражит воображение композиторов и либреттистов по сей день. Причудливым образом интересы композиторов XIX века концентрировались на сказочных сюжетах «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в XX же веке вектор переместился в сторону более острых сюжетов: здесь и «Нос» Шостаковича, и «Мертвые души» Щедрина, да и «Ревизор» Дашкевича.
Премьерой проекта «Гоголиана» открылся вчера в Мариинском театре фестиваль к 200-летию писателя. Загодя был объявлен конкурс на создание камерной оперы по мотивам гоголевских сюжетов. Победили одноактные оперы «Тяжба» Светланы Нестеровой, «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспаловой и «Коляска» Вячеслава Круглика. Все трое – молодые композиторы из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, Нестерова и Круглик – ученики Бориса Тищенко, Беспалова – Владимира Кобекина. Первые, кстати, уже заявили о себе на небосклоне музыкального театра – хореографический квест Нестеровой и Круглика «Семен. Версия 1.0» попал в десятку финалистов конкурса на создание лучшего произведения для юношества и стал призером конкурса. Ставить оперы Валерий Гергиев (он же и дирижировал премьерой) пригласил молодых режиссеров, учеников Камы Гинкаса, – Антона Коваленко, Максима Кальсина и Алену Анохину.
Кроме «Гоголиады» в рамках «Музыкального фестиваля к 200-летию Гоголя», который продлится до 19 апреля, исполнят 11 крупных сочинений: «Майскую ночь» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинскую ярмарку» и «Женитьбу» Мусоргского, «Нос» Шостаковича, «Мертвые души» Щедрина (эта опера практически не звучит в России), а также сочинение еще одного современного петербургского композитора Геннадия Банщикова – «Женитьба. Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».