Ровно за два месяца до исторической даты, 19 мая, когда 100 лет тому назад в парижском театре Шаттле Сергей Дягилев впервые представил русские балеты, на той же сцене их музыкально возродил Филармонический оркестр Французского радио (ФОФР) под управлением своего худрука Мьюнг-Вун Чунга.
Талантливый дирижер и пианист, в 21-летнем возрасте завоевавший серебряную медаль на Московском международном конкурсе им. Чайковского (1974), включил в юбилейные концерты: 19 марта - «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», балет Равеля «Дафнис и Хлоя»; 20 марта - симфоническую сюиту Римского-Корсакова «Шехеразада», балет Стравинского «Весна Священная». К сожалению, первый концерт был отменен из-за общенациональной забастовки во Франции, но вторую программу, благодаря прямой трансляции, смогли услышать миллионы радиослушателей во Франции и в Европе.
Музыка «Шехеразады» впервые получила сценическое воплощение в Русских сезонах Дягилева на сцене Парижской оперы (1910). Одноактный балет в хореографии Михаила Фокина и оформлении Леонида Бакста на премьере прославили танцевавшие главные роли - Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский. Теперь, в Шаттле, соло скрипки в проникновенном исполнении Элен Коллеретт околдовывало своей красотой. Несмотря на обилие колористических контрастов и восточных пряностей, в звучании оркестра ощущался дефицит эмоций. При достаточно ровных темпах дирижеру и музыкантам, однако, удалось выразить великолепие музыки Римского-Корсакова, ее экзотичность, образность, но ей все-таки не доставало нерва.
Одноактный балет «Весна Священная» - обрядовые картины языческой Руси - впервые поставил Нижинский. Премьера в Театре Елисейских Полей (1913) стала скандалом века: парижская публика грубо отвергла новаторский балет, впоследствии признанный шедевром. В исполнении ФОФР музыка Стравинского прозвучала настолько ярко, динамично и страстно, что казалось, будто ее играют русские. Музыканты и дирижер буквально слились в едином дыхании и пленяли слушателей пульсирующими темпами и предельной экспрессией. В финале оркестр полыхал, как огненный вулкан, извергая мощные потоки бурлящей музыки. Это был триумф русской музыки и французского оркестра!
Эстафету парижских манифестаций в честь 100-летия балетной антрепризы Дягилева продолжил вечер-гала в Театре Пьера Кардена (в понедельник, 23 апреля), где предстали балеты Михаила Лавровского «Нижинский» и Этери Агавы «Поиск», посвященный Сержу Лифарю, а также прозвучали арии из опер в исполнении Григория Карасева, солиста Мариинского театра.
Впереди – уже в июне, в Театре Елисейских Полей Фонд Мариса Лиепы организует показ балетов «Шехеразада», «Синий Бог», «Тамара» и «Болеро», соответственно, в хореографии Андриса Лиепы, Уайна Иглинга, Юриюса Сморигинаса и Брониславы Нижинской. Программу исполнят артисты Кремлевского балета, солисты Большого и Мариинского театров - Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе и Ирма Ниорадзе, Илья Кузнецов.
Европейскую панораму юбилейных манифестаций составят программы ряда крупных трупп: Балет Римской оперы покажет реконструированные постановки Нижинского «Весна священная», Джорджа Баланчина «Кошка», Леонида Мясина «Парад» и «Пульчинелла» (17-22 апреля); Английский национальный балет - постановки Фокина «Шехеразада», «Видение розы» и «Умирающий лебедь», Баланчина «Аполлон Мусагет», Дэвида Даусона «Послеполуденный отдых Фавна», Кеннета Макмиллана «Весна священная» (16-20 июня); Голландский национальный балет - постановки Фокина «Шопениана», Баланчина «Блудный сын», Кшиштофа Пастора «Шехеразаза» (19-27 июня); Гамбургский балет - постановки Джона Ноймайера «Весна священная» и «Павильон Армиды», Баланчина «Блудный сын» (28 июня - 11 июля); Балет Монте-Карло - «Весна священная» (декабрь); Балет Парижской оперы - постановки Мясина «Треуголка», Фокина «Видение розы» и «Петрушка», Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» (12-31 декабря, 16 декабря - с участием солистов Большого театра России).