Нелегитимный Марлен Хуциев.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В субботу в Москве прошли заседания Московского отделения Союза кинематографистов РФ. Часть московских кинематографистов отправилась на «Мосфильм» обсуждать с Никитой Михалковым предстоящий чрезвычайный съезд, часть собралась в Доме кино, чтобы решить, идти на этот съезд или не идти.
Дискуссия в Доме кино длилась пять часов, результатом стал целый ком обид и полный тупик. Ничего не решили, ни о чем не договорились и разошлись недовольные собою и друг другом. Предварительно обменялись оскорблениями по поводу национальной и религиозной принадлежности, а также – умственных способностей. Трудно было ожидать, что в такой ситуации удастся что бы то ни было решить. Хотя Московское отделение, насчитывающее больше трех тысяч членов, могло одним только количеством провести любое решение и настоять на нем.
То, что революция в Союзе кинематографистов будет обречена на неудачу, было ясно еще в декабре, когда на том самом, признанном позже нелегитимным, съезде Союза кинематографистов выяснилось, что даже намека на программу у оппозиционеров нет. Есть только желание свергнуть Михалкова. Дальше – тишина.
Теперь тишина отозвалась гулким эхом судебных решений и истерической суетой с обеих сторон баррикады.
Кого изберут в Гостином Дворе председателем Союза кинематографистов, сейчас уже не имеет никакого значения. В любом случае авторитет сообщества сведен к нулю, а его функция как творческого содружества со всеми возможными дружбами, завистями, склоками, души прекрасными порывами и проч., без чего немыслима никакая творческая структура, угасла. Понимая, что лично ему поддержку уже никто оказывать не будет – все-таки даже безграничное неприличие должно хоть какую-то меру для себя определять, – Михалков передаст кресло кому-нибудь из своей свиты. Скорее всего, кому-нибудь помоложе вроде Михаила Пореченкова (который за несколько последних недель освоился с ролью своего рода спикера Михалкова), кому мало дела до ностальгических настроений.
Во время 7-го, признанного нелегитимным, съезда то и дело ссылались на аналогичный, более чем 20-летней давности, съезд – 5-й съезд Союза кинематографистов СССР, когда перестроечный вихрь вынес стариков-корифеев из руководства, посадив туда команду помоложе да посмелее. В правление тогда забаллотировали Льва Кулиджанова, Сергея Бондарчука, Владимира Наумова, Станислава Ростоцкого, Александра Караганова и многих других. Тогда власть, имея для того все возможности, побоялась заступаться за преданных ей художников. Отношения с творческой общественностью ей были важнее. Раздраженный творческий мозг бывает опасен для власти.
Прошло больше 20 лет. Ситуация повторилась, хоть и с изрядной погрешностью. Творческое кинобольшинство решило сказать «нет» тем, чьи властные амбиции вошли в противоречие с его интересами. Ждали, что власть поддержит, даже в бойцовском угаре написали письмо президенту с просьбой защитить. Никто защищать не стал, более того – опосредованно встали на защиту существующего порядка. Казалось бы, неужели 20 лет назад побоялись, а сейчас нет? Именно так. 20 лет назад побоялись, а сейчас ясно дали понять, что никакой раздраженный творческий мозг власти уже не страшен. Хоть глотки надорвите.
Впрочем, наши творческие умы обидчивы почему-то, прошу прощения за тавтологию, лишь задним умом. Шесть лет назад, когда Михалков создал свою киноакадемию, показав тем самым, что готов пренебречь и уже существующей академией, и членами союза, в нее входящих, – разве тогда не было повода возбудиться? Но ведь позволили. Более того – сколько людей вошло в михалковскую академию, решив, правда, не выходить из «Ники»! Теперь эти же люди возмущаются и делают революцию. А ведь создание альтернативной академии было не единственным плевком, который обиженно вытерли и принялись шуметь дальше.
Так что получили то, что хотели.