В нынешнем сезоне знаменитый американский театр отмечает свое 125-летие невиданным количеством спектаклей с рекордным числом звездных солистов (333).
Главный оперный театр Нью-Йорка с кратким названием «Мет» был основан на Бродвее в 1883 году. В 1966-м мировой премьерой оперы Барбера «Антоний и Клеопатра» открылось новое здание Мета в Линкольн-центре с самым большим в мире залом на 3800 мест. На афише нынешнего сезона – 26 опер, шесть из которых в новой постановке, и два вечера-гала. Благодаря спутниковой трансляции 11 спектаклей можно увидеть на экранах кинотеатров в 35 странах.
В честь юбилея в холлах театра развернута обширная выставка: афиши, фотографии, рисунки, костюмы, живопись и скульптура отражают наиболее значимые события в истории Мета. Особенно впечатляет огромная мозаичная панорама, занимающая весь фасад нижнего фойе: ее составляют 834 черно-белых фотопортрета артистов, дирижеров и режиссеров, являющихся гордостью театра. Среди них есть и русские знаменитости: Наталия Макарова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Владимир Чернов, Валерий Гергиев, Дмитрий Хворостовский, Владимир Галузин.
Апогеем сезона стало юбилейное гала, прошедшее 15 марта. Его составили фрагменты из лучших давних спектаклей театра в их подлинном оформлении. В исполнении участвовали 23 солиста с мировой известностью, в частности, Рене Флеминг, Натали Десей, Мария Гулегина, Хуан Диего Флорез, Альберто Аланья, Дмитрий Хворостовский. Оркестр возглавил Джеймс Ливайн – прославленный дирижер, начавший здесь карьеру в 1971 году, а с 1989-го – музыкальный директор Мета. На гала выступил в исторических костюмах и разных ролях Пласидо Доминго; ему были оказаны особые почести в связи с 40-летием карьеры в Мете. В центральном фойе висит его большой портрет – работа американского художника Юлиана Шнабеля (2008).
Теперь – о юбилейных премьерах.
«Сомнамбула», двухактная опера Беллини, написанная, как и «Норма», в Милане в 1831 году, появилась в Мете в его первом сезоне (1883). Для новой постановки сложнейшей по вокалу мелодрамы приглашены мастера бельканто – французское сопрано Натали Десей и перуанский тенор Хуан Диего Флорез. Согласно режиссерской концепции Мэри Циммерман миниатюрная, игривая и обаятельная Натали в роли Амины предстала оперной дивой – немного взбалмошной, слегка кокетливой, но предельно искренней и бесконечно лучезарной. Все арии и дуэты Натали завершались восторженными аплодисментами. Она пела то двигаясь по партеру, то стоя на кровати или лежа на столе в декорациях сцены. Главную арию героини она исполнила, находясь на выдвижной «доске», как бы паря над оркестром. Это стало кульминационным моментом спектакля: ослепленная феноменальным голосом Десей, публика устроила ей оглушительные овации. Равный успех имел и Хуан Диего (Эльвино).
Разочарование вызвало сценическое решение: опера предстала как репетиция «Сомнамбулы» в просторной студии современного театра. Смешение репетиции оперы с ее сюжетным действием, происходящим в швейцарском селении, породило драматургические неурядицы. На финальных поклонах Десей и Флореза зал взорвался от бури оваций; при появлении постановочной группы публика хором гудела и возмущенно свистела. Может быть, эта неудача поможет Мэри Циммерман более интересно поставить здесь «Армиду» с Рене Флеминг в 2010 году.
125-й сезон нью-йоркского Мет украсила знаменитая опера Джакомо Пуччини в постановке Антони Мингелла (1954–2008), английского кинорежиссера, лауреата нескольких «Оскаров». Возобновление спектакля, созданного совместно с Английской и Литовской национальными операми (2006), посвящено памяти Мингеллы, чья единственная оперная постановка стала истинным шедевром.
Спектакль начинается с мистического пролога: в абсолютной тишине монах приподнимает в глубине сцены черный задник, и на фоне возникшей полосы утреннего неба появляется Баттерфляй с веерами и длинными шлейфами красных крыльев. Со звуками увертюры героиня исчезает, но вскоре возвращается в свадебном наряде и в сопровождении подруг, ослепляющих цветом кимоно. В финале первого акта лирический дуэт Баттерфляй и Пинкертона предстает как сновидение: возле них в темноте парят призрачные танцовщики, бумажные птицы и светящиеся фонари. Они отражаются в огромном зеркале, словно блуждающие звезды, образуя «млечный путь», в ореоле которого танцуют влюбленные герои. В финале оперы – психологическом и сценическом апогее спектакля – на глазах у сына героиня режет горло бритвой и, как бурные потоки крови, через всю сцену разлетаются длинные кровавые полотна под трагические звуки оркестра и зов возлюбленного.
Партию Баттерфляй изумительно исполнила известная чилийка Кристина Галлардо-Домас. Для американца Патрика Саммерса, возглавившего оркестр, этот спектакль стал удачным дебютом.
Сенсацией юбилейного сезона Мета стала опера «Адриена Лекуврер» Чилеа, рассказывающая подлинную историю жизни трагической актрисы Адрианы Лекуврер, отравленной своей соперницей. В прологе героиня кланяется под аплодисменты, стоя перед огромным экраном с фотоизображением зала парижского театра «Комеди Франсез».
Мет славится приверженностью к традиционализму, поэтому сохраняет в репертуаре свои лучшие постановки прошлых лет. Старый спектакль «Адриана Лекуврер», несколько обновленный режиссером Марком Леймосом, стал сенсационным по составу солистов. В качестве дирижера должен был участвовать Пласидо Доминго, но из-за болезни тенора, приглашенного на роль Мориса, 68-летний Пласидо решил спеть свою партию-талисман, с которой начал 40-летнюю карьеру в Мете.
Играя роли соперниц, в спектакле впервые счастливо встретились прославленные русские певицы – Мария Гулегина (Адриана) и Ольга Бородина (Принцесса), дебютировавшие в Мете соответственно в 1991 и 1997 годах. Квартет солистов дополнил замечательный итальянский баритон Роберто Фронтали (Мишонне). В квартете доминировали очаровательные дамы: мощное драматическое сопрано Гулегиной звучало необычайно широко и красочно. Дивное меццо Ольги с пылкой страстью и силой светилось множеством оттенков. Доминго, в свою очередь, завораживал не только физической и актерской формой, но и ярким вокалом; по красоте и стилю тенорового пения ему, пожалуй, и сегодня нет равных в мире. Хореографическая картина умиляла нарядами балерин, но танцевальный дивертисмент в постановке петербуржца Сергея Грицая выглядел сиропным и наивным. Спектакль, ставший для Доминго юбилейным, напрямую транслировали два американских радиоканала и интернет.
Нью-Йорк