Красота по-литовски.
Фото с официального сайта фестиваля «Золотая маска»
В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Золотая маска» литовская труппа Banchetto musicale представила две сценические версии мадригалов Монтеверди.
Присутствие имени Клаудио Монтеверди в московской афише – событие уникальное. Особенно если учесть, что в рамках одного лишь фестиваля представлены целых два спектакля, и один из них – продукт российской сцены: знаменитая опера «Орфей» из Пермского театра оперы и балеты участвует в конкурсе в четырех номинациях. Последний, кто решился подступиться к Монтеверди и стилистике барочного театра, был Борис Покровский: в его камерном театре довольно давно была поставлена «Коронация Поппеи» – самый известный из шедевров Монтеверди.
Тем не менее ажиотаж не наблюдается – в небольшом зале Студии театрального искусства практически нет случайных людей, в основном те, кто способен оценить беспрецедентность происходящего.
Banchetto musicale называет свой спектакль «мадригальные оперы», но это не совсем верно. Два фрагмента из Восьмой книги мадригалов – «Поединок Танкреда и Клоринды» и «Балет неблагодарных» – находятся на стыке жанров: композитор предполагал сценическое действие, но не называл эти сочинения операми. А итальянская opera – это множественное число от слова opus – то есть, по сути, Opera Монтеверди есть не что иное, как работы Монтеверди.
Режиссер Гинтарас Варнас и художник Юлия Скуратова нашли идеальную формулу для театральной реализации этих мадригальных сцен. Он поднимает оркестр над сценой, подчеркивая ведущую роль музыки, и практически исключил из сценического действия людей, предоставив поле для театра кукол, как нельзя лучше отражающего условность барочного театра.
Рыцарские доспехи Танкреда и Клоринды, выделенные лучами света на черном фоне, словно детали огромного конструктора, в процессе поединка складываются в невероятные фигуры (на ум моментально приходит классическое «смешались в кучу кони, люди┘»). И только когда смертельно раненый рыцарь просит крестить его, он снимает шлем, и Танкред (тенор Миндаугас Янкаускас) видит лицо своей возлюбленной (сопрано Эдита Багдонайте, исполнительница партии Клоринды).
Сюжет «Балета неблагодарных» рассказывает о женщинах, презревших любовь и по этой причине оказавшихся в аду. Мать Амура Венера (за этих персонажей поют сопрано Гинтаре Скерите и контратенор Виктор Герасимов) обольщает хозяина ада (бас Нериус Масявичюс) и тот позволяет на некоторое время выпустить узниц из заточения. Шесть характерных и чванливых старух в кринолинах в конце концов поют покаянную и нравоучительную песнь. Но тщетно: после того как на небесах насладились их танцами, неблагодарные возвращаются назад┘
Сравнивая музыкальное исполнение с лучшими образцами в исполнении старинной музыки (а другого, как следует из текста, нам не дано: эту музыку можно услышать преимущественно в записи ведущих аутентистов мира), отметим, что солисты Banchetto musicale (музыкальный руководитель Дарюс Стабинскас) стилистически движутся в верном направлении. Не хватает, возможно, вокальной выучки и еще большей внутренней энергии в исполнении.