0
929
Газета Культура Интернет-версия

12.03.2009 00:00:00

Смотреть и слышать

Тэги: филармония, концерт, москва


филармония, концерт, москва Маэстро Рождественский нашел взаимопонимание с оркестром Большого театра.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Два абонементных концерта Московской филармонии украсили концертную афишу начала недели: Дженнифер Лэрмор – оперная дива из Америки развлекала публику Зала им. Чайковского и Геннадий Рождественский за пультом оркестра Большого театра презентовал грандиозную Восьмую симфонию Брукнера.

Дженнифер Лэрмор, заявленная в абонементе «Звезды мировой оперы в Москве», свой статус подтверждает резюме: в нем – подмостки всех ведущих театров мира, исключительные дирижеры и ключевые награды (Grammy). Собственно же московское ее выступление оставляет впечатление двойственное: слышно, что есть и голос, и техника, но при этом уже нет формы – ни технической отточенности и свободы, ни художественной емкости. Словом, остается впечатление, что звездный пик этой певицы уже пережил свои лучшие мгновения. Впрочем, Лэрмор то и дело совершала отвлекающие маневры, большей частью нелепые. В образе Кармен она заигрывала с оркестрантами, стреляла глазками и вздымала ручки к небу, в результате чего образ оказался поверхностным и недостоверным. Младенческий наивный взгляд выдавал глупенького Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), а в сценах из россиниевской «Итальянки в Алжире» был разыгран целый спектакль, но далеко не идеально пропеты колоратуры. Кстати, Моцарт удался певице, пожалуй, лучше всего, если не учитывать, что стилистика исполнения оказалась одинакова и в венской классике, и во французском романтизме. Последнее, отчасти, и «заслуга» оркестра: практика показывает, что Национальный филармонический оркестр России (на этот раз – под управлением Михаила Татарникова) не годится в «аккомпаниаторы», этот коллектив гораздо более удачен в симфонических программах.

Вот и оркестр Большого театра дорос до глыбы в виде Восьмой симфонии Брукнера. Признаем, что репертуарный план, составленный Александром Ведерниковым для своего коллектива, работает: несколько лет назад, когда оркестр начинал свой персональный филармонический абонемент, сложно было представить, что когда-нибудь в его программе будет Брукнер. Геннадий Рождественский, верный своему пристрастию к музыкальным редкостям, сконцентрировался на одной-единственной партитуре, а именно первой версии Восьмой симфонии, не прижившейся ни в свое время, ни на протяжении доброй доли XX века – партитура была издана в последней трети прошлого столетия. Симфонию раскритиковали уже друзья композитора – за длинноты и настойчиво порекомендовали сокращения и упрощения, а затем и сами, без ведома композитора, довели, по собственному усмотрению, «до ума». В таком направлении была сделана вторая версия, более популярная, чем предшественница. Тем интереснее был этот концерт для профессионалов – в зале присутствовала консерваторская профессура.

Почерк Геннадия Рождественского всегда отличает одна черта: его концепция слышна вне зависимости от качества коллектива, которым он дирижирует (вспомним, что основной партнер дирижера на московской сцене – это оркестр симфонической капеллы, не блещущий особыми результатами). В настоящем же случае от оркестра требовалась определенная (и немалая) доля концентрации и выдержки, что музыканты из Большого театра продемонстрировали: партитура не развалилась на тысячу маленьких фрагментов. Рождественский представил эту симфонию как по-настоящему поздний, зрелый опус, опус философский, как это часто бывает у зрелых художников, пронизанный мыслями о смерти и смысле человеческого существования (по одной из версий, свою следующую симфонию Брукнер посвятит Богу).

Теплота и эмоциональная экзальтация – типичные для позднего романтизма – проявились только в третьей части симфонии, эмоциональный фон первых частей был хотя и нервным, но холодным, отстраненным. И никакой всепоглощающей маршеобразности в финале (Брукнер был вдохновлен историческим военным парадом трех армий, в том числе русской, с казаками) – только тяжелая поступь судьбы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1878
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3891
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2926
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2394

Другие новости