0
1093
Газета Культура Интернет-версия

05.03.2009 00:00:00

Композитор или пародия?

Тэги: золотая маска, опера


золотая маска, опера Родион Щедрин номинирован на «Золотую маску» за музыку к «Очарованному страннику».
Фото с официального сайта Мариинсккого театра

Фестиваль «Золотая маска» отмечает в этом году солидную дату – 15-летие. Несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, фестиваль состоится: быть может, не с тем размахом, который предполагали организаторы, но и не потеряв достойное – если в отношении маски это выражение применимо – лицо.

Конкурсная программа, включающая 48 спектаклей, не пострадала, сократилась внеконкурсная, но и здесь цифра внушительная – 25 спектаклей из разных уголков России, других стран СНГ и мира.

Несколько внеконкурсных программ – традиционные Russian Case и «Легендарные спектакли и имена XX века», а также премьерный проект «Маска плюс» – представят московским зрителям несколько интригующих балетных спектаклей (сольную программу легендарной француженки Сильвии Гиллем, спектакли Иржи Килиана и Уильяма Форсайта), отдельные спектакли, не вошедшие в основную программу «Золотой маски», но рекомендованные экспертным советом (здесь – спектакли Коляды и Женовача). Отдельной строкой идут спектакли из стран Балтии. Как раз эта часть программы пострадала по объективным экономическим причинам, но тем не менее заманчивый набор имен и жанров имеется: это Алвис Херманис со спектаклем «Латышская любовь», эстонские балеты «Гамлет» и «Оборотень», Литву представит спектакль «Мадригальные оперы» Монтеверди в постановке Гинтараса Варнаса.

Последний проект представляет особый интерес для любителей оперного искусства, в числе которых, конечно, и профессионалы. Монтеверди (композитор, живший в Италии в XVII веке, автор первых опер) – это фигура, к которой московские театры подступаются редко: из недавнего времени только Борис Покровский сделал «Коронацию Поппеи». Но Покровский – режиссер, которого мало заботит коммерческая сторона предприятия. Большой театр, как и все остальные крупные труппы, рискнут ставить Монтеверди, думаю, не скоро. Рискнул Георгий Исаакян из Перми и поставил «Орфея» – его мы и увидим в конкурсе. Тем интереснее сравнить результат обращения с тонкой материей ранней итальянской оперы у отечественных и западных режиссеров.

Отметим прорыв в конкурсную программу оперного театра из Якутии: на руку сыграло, конечно, имя композитора – это Владимир Кобекин, автор оперы «Александр Македонский» (ее показывали в Москве в рамках дней Республики Саха) уже лауреат «Золотой маски» прошлого года. В этом году у Кобекина серьезный соперник в лице Родиона Щедрина – он номинирован за «Очарованного странника», чью постановку осуществил Мариинский театр.

Другая новая оперная продукция – опера Александра Смелкова «Братья Карамазовы» выдвинута в пяти номинациях. Такая щедрость экспертного совета, честно говоря, поражает, особенно если учесть, что, например, «Лоэнгрин» из Новой оперы (замечательный прежде всего внятной режиссурой и убедительным воплощением нестандартного режиссерского решения) вообще не попал в конкурсную программу.

На взгляд обозревателя «НГ», «Братьев Карамазовых» даже близко нельзя подпускать к номинациям «Лучшая работа композитора» и, как следствие, «Лучший спектакль» (ведь как ни крути, а в опере музыка все-таки важнее всего остального). Сочинение Александра Смелкова представляет собой скорее пародию на композицию – словно студенты вооружились сначала руководством по написанию оперы, а затем плохим учебником оркестровки.

При этом в списке режиссерских номинаций фигурирует Василий Бархатов, который просто сделал аккуратный спектакль, возможно, вытянув все лучшее из партитуры Смелкова. Но отсутствует Дэвид Паунтни, чья работа была хотя и противоречивой, но уж по крайней мере достойной стоять в одном ряду с Бархатовым и Александром Тителем, поставившим в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко оперу-сказку «Майская ночь», не блеснув при этом оригинальностью режиссерской мысли. Одно радует – в дирижерскую номинацию все-таки попала работа Михаила Плетнева в «Пиковой даме» (Большой театр). Очевидно, правила отбора в конкурсную программу в этом году изменились. Ранее персональные номинации допускались, только если сам спектакль был выдвинут на лучшее: при таком раскладе у Плетнева не было бы ни одного шанса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1883
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3896
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2935
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2399

Другие новости