0
962
Газета Культура Интернет-версия

26.02.2009 00:00:00

Неэкспортная Италия, или Новое кино с "мафиином"

Тэги: кино, премьера, мафия


кино, премьера, мафия

Если ненароком позабыть о фоновом шуме из призов и похвал, который давно уже стал, кажется, частью фильма «Гоморра», и о том, что фильм Маттео Гарроне – об итальянской мафии, а главное – никоим образом не связывать его содержание с узкоязыковым значением итальянского слова camorra, то весь фильм вполне хочется питать себя изящной библиистикой. В духе противопоставления добродетели и греха в соответствии с легендой о Содоме и Гоморре.

Содом естественным образом из названия ушел – в фильме о содомском грехе нет ни слова, а вот Гоморра осталась, чтобы напомнить: за бездумный разбой и сребролюбие неотвратимо грядет наказание.

По ходу фильма еще несколько раз лениво отмечаешь про себя, что как-то совсем не оригинально снова использовать библейскую канву, поместив ее в современность, при этом ощущаешь приятное покалывание – умно как подмечено, и режиссера есть в чем упрекнуть. Так же лениво (экранного времени в два часа более, чем достаточно) думаешь: вот опять грязные задворки больших итальянских городов с тем же успехом могли бы быть мексиканскими, испанскими, еще какими-нибудь. С натяжкой – даже американскими, Бруклин Доктороу с его Билли Батгейтом, только на век вперед. Сокрушаешься и криво усмехаешься: куда ж она, дескать, делась, вся эта хваленая экспортная Италия? На весь фильм – одна с половиной смазливая мордашка, да и то не подросшего еще мальчика-пубертата, который и есть тот самый новоявленный Батгейт. От большой жизненной неустроенности приходит он к плохим дядям с большими пистолетами попробоваться мальчиком на побегушках. Но и это опять-таки неэкспортный вариант. Никак не фирменный спагетти-вестерн и не мафиозный фильм про бравого и донельзя везучего комиссара.

А в кадре все так же – грязные задворки Неаполя. Среди квартальных нечистот ходят-ездят разные товарищи с уголовными разъевшимися лицами, попеременно палят из разнокалиберного оружия – бессюжетно, фоново. На этом фоне из пальбы-ходьбы-езды как бы случайно образуется несколько сюжетных линий (документально позаимствованных из жизни). Режиссер с оператором в определенный момент эти линии улавливают и вразброс постоянно к ним возвращаются. Для развития одних двух часов оказывается достаточно, другие повисают в воздухе, оставляя намек на развязку. Традиционного связующего звена в форме общего сюжетного пересечения или объединяющего героя нет, если только общим не считать мафиозный знаменатель, хотя его-то вполне таковым считать можно. Гарроне не скрывает своей беспристрастности, чуть ли не навязывая ее зрителю. Чувства, естественно, в кадре обрывочно присутствуют, но без откровенной режиссерской симпатии или антипатии. Даже музыка сведена к минимуму. Раз или два в машине включается безличный италопоп, девушка в ночном клубе стриптиз танцует под «Энигму» – все. Однако именно такой подчеркнутый реализм, как ни странно, захватывает чем дальше, тем больше. Перевалив за отметку в шестьдесят минут, время субъективно ускоряется и за счет видового разнообразия неаполитанских мафиози среднего звена, и за счет наслоения сюжетных кульминаций.

Тут бы и сбежать из проклятой богом Гоморры. Опять язвительно про себя отмечаешь: ну, должен же посланник небес явиться, чтобы кого-нибудь спасти. Но в «Гоморре» спасать некого: по окончании документальной съемки экран бороздят буквы и цифры, настоятельно отвлекая от заманчивых библейских метафор. Статистически сухо они говорят: Каморрой за столько-то лет убито столько-то человек, получено столько-то денег. Она до сей поры цветет пышным цветом. И очарованный своей ученостью зритель оторопело возвращается к итало-русскому словарю┘ «Каморра» в переводе с итальянского – банда, шайка; а исторически – название мафиозного неаполитанского клана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1908
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3929
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2965
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2428

Другие новости