Экспозиция, которая═продолжает начатый музеями Кремля в 2004-м цикл «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», пришлась на Год культуры Индии в России. К этому нужно добавить, что в 2001-2005 ее видели в Британском музее, в Метрополитен-музее, в Музее изобразительных искусств Хьюстона, в Королевском дворце Мадрида, в берлинском Мартин-Гропиус-Бау и в Лувре. После Москвы ювелирное искусство, оружие и другие свидетельства могольской любви к роскоши отправятся в Эрмитаж. А сейчас витиеватую, как восточный ритуал, выставку можно посмотреть в зале Успенской звонницы Кремля.
История определила Моголам три века правления. В 1526 индийским правителем стал Бабур, выходец из Моголистана, объединявшего тогда земли Центральной и Средней Азии, далекий потомок Тимура и Чингисхана. «Великими» Моголов назовут столетие спустя восхищенные европейские путешественники. Европейцы же - англичане - в 1857-58 низложат последнего правителя династии.
Чего там только нет┘ Традиции резьбы, инкрустации, чеканки и гравировки┘ Две с половиной сотни «слов» (ювелирных украшений, оружия и сосудов) из хвалебной песни об империи могущественных падишахов периода расцвета - XVI-XVII столетий. «Визитка» выставки - фрагмент блюда, воспроизведенный на больших городских баннерах. На самом же деле речь идет о предмете, составляющем всего-навсего 10 сантиметров в диаметре. Но признаки большого стиля и могольского вкуса налицо: рубины, изумруды и золото. Золото, благодаря очень высокой степени очистки, «приклеивается» к драгоценным камням в виде тонкой, как фольга, оправы (древняя индийская техника кундан). Пристрастие к сочетанию винно-бордового и зеленого - повсюду. Кроме камней - в прихотливых эмальерных цветочных орнаментах: например, на перстнях лучников (декорированных даже с внутренней стороны!) и на рукоятях кинжалов┘ Как обойтись без блюдца из горного хрусталя, сделанного в форме листьев да еще с вырезанными на них цветами? Никак. И уж совсем как без рук без церемониального жезла из необычного разнородного нефрита, который одновременно (так и написано) - «спиночесалка».
Что только там и есть?! Например, уникальное индийское изобретение - кинжал катар. Двойная рукоять крепится к длинным поперечным выступам, и то и другое испещрено тонким орнаментом, но - и то и другое для лучшего упора ладони и для более сильного удара.
С Россией у Индии связей тогда не было, и в коллекции Кремля индийских изделий нет. Хотя есть привезенные оттуда камни, к примеру, алмазы. Могольская империя контактировала с Европой. Известно, что в Гоа обосновались португальцы. И вот на выставке есть одно кольцо конца XVI - начала XVII века. На нем - не разноцветье, а белая эмаль и золото, не безудержное разнотравье, а стилизованный на европейский манер орнамент из листьев-завитков.
Напомню, что сейчас в Кремле открыты одновременно две восточные экспозиции - турецкое искусство Блистательной Порты (см. НГ от 25.12.2008) и вот теперь еще искусство Моголов. Отсюда - их неизбежное сравнение. С точки зрения организации, две выставки «одного профиля» могут стать рискованной затеей -═все равно кто-то получит второе место. С другой стороны, это удачная возможность сравнить традиции двух культур. И все же новая, могольская, экспозиция выглядит несколько перегруженной и путаной от перечисления разделов (их 13!) и «перекрестных ссылок» внутри них. Может, дать больше контекста, например, о красочных традициях торжественных приемов-дарбаров? С турками получилось проще: зал поделен на войну и мир, внутри них искусство.
Но! Не стоит забывать, что индийская экспозиция представляет совсем молодую коллекцию, собиравшуюся в 1960-90-х шейхом Насером и шейхом Хуссах аль-Сабах из правящей династии Кувейта. В 80-е собрание было передано в Национальный музей Кувейта, но в 1990-м он попал под обстрел в ходе конфликта с Ираком. Коллекцию вывезли, потом вернули в запасники┘ В каталоге к выставке сказано, что за неимением других крупных собраний ювелирного искусства Индии этого периода, специалистам трудно вводить памятники в научный оборот. Возникают сложности с атрибуцией, с систематизацией произведений. Поэтому уже то, что мы видим вещи, многие из которых были приобретены в конце 90-х, а в постоянную экспозицию музея Кувейта вернутся лишь в 2011 (когда здание будет отреставрировано) - дорогого стоит.