Рекордным по числу концертов и слушателей стал 15-й международный фестиваль «Безумный день», ежегодно проводимый в начале февраля во французском городе Нанте. Эта уникальная акция по популяризации классической музыки родилась как однодневная тематическая манифестация творчества одного из великих композиторов. Рене Мартен, основатель, организатор и художественный руководитель фестиваля, проводит его в Международном центре конгрессов, в семи залах которого (вмещающих 4000 слушателей) с 9-и часов утра до полуночи непрерывно идут, сменяя друг друга, полуторачасовые концерты, а в просторном холле, среди многочисленных киосков с музыкальной продукцией (книги, альбомы, ноты, журналы, CD и DVD), проходят бесплатные выступления консерваторских ансамблей.
Концертные программы и их исполнители настолько интересны, редки и значимы, а входные билеты так дешевы, что популярность фестиваля постоянно возрастает. За 15 лет «Безумный день» в Нанте стал 5-дневным, а часть его бесплатных концертов проходит также в городском университете и госпитале, домах для престарелых и заключенных. География фестиваля тоже расширилась: «Безумный день» проводится не только во Франции, но и в Испании, Японии, Бразилии.
Нынешний фестиваль в Нанте побил все рекорды: его обслуживали 400 человек, в нем участвовали 1700 артистов; на 280 концертов, включая 43 бесплатных, было продано 123740 билетов. Бюджет манифестации составил 3,5 млн. евро, заполняемость залов достигла 97%. Благодаря трансляции концертов на каналах France Musique и ARTE аудиторию фестиваля дополнили 700 тыс. радиослушателей и 7 млн. телезрителей.
На пресс-конференции на мой вопрос, «в чем секрет сумасшедшего успеха «Безумного дня»,═Рене Мартен ответил: «Секрет - в качестве музыкантов и в алхимии программирования. На фестивале звучат как популярные, так и неизвестные произведения, порой даже неизданные». Жан-Жак Эро - мэр Нанта и депутат-социалист - уточнил: «Безумный день» - это феномен социальный. Его успех - в доступности классической музыки для любого человека, включая малообеспеченных людей, детей, студентов и пенсионеров».
В правдивости этих слов и справедливости позиции мэра я убеждался на каждом концерте, особенно утром и днем, когда огромный Аудиториум на 1900 мест в основном заполняли юные слушатели. Школьники сюда приходили с портфелями и ранцами, а малыши - с любимыми игрушками. Истинное умиление доставляли 5-7-летние меломаны: сидя в обнимку с потрепанными медведями и зайцами, они внимательно слушали серьезную музыку, порой даже дирижировали и радостно аплодировали в паузах исполняемого произведения, не дожидаясь его окончания. Глядя на маленьких слушателей, познающих творчество знаменитых композиторов, ясно осознаешь великую значимость происходящего в Нанте. Благодаря «Безумному дню» тысячи детей не только приобщаются к музыкальному искусству, но и глубоко им увлекаются - классическая музыка становится необходимой и радостной частью их жизни. Можно только подивиться и позавидовать будущему этих малышей, которым уже в 5 лет довелось познакомиться с бессмертными шедеврами музыкальных гениев.
Что же исполнялось на нынешнем фестивале? Его обширная тема - «От Шютца до Баха» - возродила 100 лет музыки немецкого барокко. Репертуар составили произведения 14-и композиторов XVII в., ставших основателями немецкой музыки. Их богатое, но малоизвестное творчество предстало необычайно интересно и многогранно благодаря кропотливой подготовительно-исследовательской работе. В концертах звучали редко исполняемые и давно забытые произведения. В частности, впервые интегрально прозвучали гениальные «Псалмы Давида» (1619), «История Воскресения Христова» (1623) и Страсти (по Матфею, Иоанну, Луке - все 1666) великого композитора Генриха Шютца (1585-1672). Наряду с этими шедеврами музыки барокко публика могла познакомиться с огромным числом духовных и светских произведений целого ряда других композиторов.
Наиболее широко и подробно предстало творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) - патриарха немецкого барокко. Масштабная и впечатляющая панорама его музыки включала каприсы и фантазии, партиты и вариации, сюиты и прелюдии, токкаты и фуги, а также крупные концерты и симфонии, кантаты, мессы и Страсти. Наиболее популярные из них звучали по нескольку раз с разными исполнителями.
Фестивальную программу расширили произведения 26 композиторов XIX-XXI вв., созданные под впечатлением музыки Баха. Это, в частности, фортепьянные транскрипции Брамса, Бузони, Зилоти, Листа, Рахманинова, оркестровые переложения Стоковского и Шонберга, джазовые обработки современных музыкантов. Состоялись на фестивале и две мировые премьеры: специально для «Безумного дня» японец Тошио сочинил прелюдию для струнного квартета, а джазмен Ури Кайн сделал транскрипцию баховских «Вариаций Гольдберга».
Состав исполнителей, как всегда, поражал жанровым диапазоном и международной известностью. Помимо именитых хоров, оркестров и ансамблей, в «Безумном дне» участвовало много выдающихся солистов, среди которых были русские пианисты Борис Березовский и Андрей Коробельников, скрипачи Дмитрий Махтин и Алина Ибрагимова, (дебютант фестиваля), виолончелисты Александр Князев и Татьяна Васильева. Выступая с сольными программами или вместе с инструментальными ансамблями, они каждый раз получали восторженные овации публики. Особенно интересными, почетными и значимыми были концерты в огромном Аудиториуме Айзенах (название города, где родился Бах). Здесь с ансамблем «Варшавская симфония» триумфально выступили блистательные русско-французские дуэты: Алина Ибрагимова и Рено Капюсон исполнили скрипичные концерты, а Брижитт Энгерер и Борис Березовский - фортепьянные концерты Баха. В том же Аудиториуме прошел и заключительный концерт «Безумного дня» с прямой трансляцией на франко-немецком телеканале ARTE.
Далее фестиваль состоится в Бильбао (5-8 марта), Токио (2-5 мая), Казанава (2-4 мая), Рио-де-Жанейро (3-7 июня). В 2010 г. он будет посвящен творчеству Фредерика Шопена и польской музыкальной школе. В связи с этим «Безумный день» появится и в Варшаве.