0
1325
Газета Культура Интернет-версия

12.02.2009 00:00:00

Многомиллионная пирамидка Бойла

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Из трущоб – к звёздам...
Кадр из фильма «Миллионер из трущоб»

Первое, о чем думаешь, когда смотришь новый фильм Дэнни Бойла, – это вовсе не опыты с расширением реальности в его фильме почти 13-летней давности «На игле», который заслуженно остался в истории кинематографа как одна из самых удачных экранизаций – раз, как одна из самых удачных «наркотических» (читай: поучительных) экранизаций – два. И еще вспоминается некогда заигранная до дыр песня «Американский пирог» Дона Маклейна, которая и прямого-то отношения к фильму не имеет и даже не звучит в нем.

И все же «Американский пирог», который французы, порывшись в кулинарных книгах, назовут «Тысячеслойником», а русские добавят гордо – «Наполеон», – рецепт как раз для Бойла.

Корж первый – действие. Действие в фильме, как и положено «наполеоновскому» замыслу, – многослойно. Каждый слой – сцена, к ней крепится еще несколько, извлеченных у главного героя из прошлого. Зовут героя Джамал Малик. Мальчик 18 лет, родом из трущоб Мумбаи (бывшего Бомбея), пришел на игру «Кто хочет стать миллионером?», дошел до приза в 20 млн. рупий и попал в кутузку по обвинению в мошенничестве, потому что не может простой разносчик чая быть так умен и сообразителен. Теперь он вынужден отвечать на вовсе не вежливые вопросы инспектора и комментировать каждый свой ответ по игре, за ответом скрывается изрядный кусок жизни. Так фильм и балансирует до конца между викториной, следственным допросом и репортажем.

Корж второй – болливудский экстрим. Не поспоришь: Бойл – режиссер самобытный, готовый всегда кольнуть исподтишка. И в «Миллионере из трущоб» колкостей – на развес и с бесплатными подарками от лавочника. Коль скоро решил снимать в Индии, будь добр, действуй методом погружения. Вот и упаковывает англичанин в Мумбаи свой товар в здешнюю индийскую упаковку, с болливудскими орнаментами. А сам приговаривает: «Да разве ж можно устоять и не запеть здесь, не затанцевать?!»

Корж третий – идеальный репортаж. От индийского лубка остается музыка (ее, между прочим, писал известный индийский композитор А.Рахман), заключительный танец и несколько актеров из настоящих болливудских кинолент. В остальном режиссер – этакий идеальный хроникер. Снимает без комментариев, нигде не позволяет себе произнести затертое «Индия – страна бедноты и нищенства», зная, что ни один индус, будь он даже последним голодранцем, не станет жаловаться на жизнь. Это то, о чем Бойлу твердил в детстве отец, повоевавший в Индии и так и не оправившийся от культурного шока. Бойл убедился сам, познакомившись с жителями трущоб, усвоив правила поведения и получив поэтому разрешение снимать в самых нетуристических местах Мумбаи. Снимает и с воздуха, и на земле (часть воздушных съемок, кстати, производилась без правительственного разрешения).

Корж четвертый – местный колорит. Пейзажный документализм – не единственное, на чем Бойл играет. Вылепить индийскую самость – значит, еще и сделать треть фильма на хинди, самую сложную, надо сказать, треть. Сложности, они из-за актеров. Основные три персонажа расти на экране начинают с семилетнего возраста. А в семь лет в Индии на английском не говорят. Потом, спустя какое-то время, даже детям из трущоб родители пытаются вложить в руки этот золотой ключик от мира. У Бойла есть красочный эпизод, где младшеклассники разбирают английский перевод «Трех мушкетеров». Английский осваивается, но получается с весомой примесью хинди – «хинглиш», в общем. Постепенно режиссеру пришлось отказаться от профессиональных детей-актеров, у них английский ранний, отполированный. К найденным новичкам понадобился еще и переводчик, выручила специалист по подбору актеров Лавлин Тандан. Ее за преодоление трудностей перевода и кастинговые подвиги Бойл сделал вторым режиссером фильма. Герои же проходят три основных временных отрезка на пути к экранному настоящему: пришлось на каждую роль искать по трое актеров-детей и четвертого – взрослого. Более или менее привычный английский начинается лишь в период с 14 до 18 лет.

Киностудии требуют привычных атрибутов коммерческого кино, поцелуя финального, например, – зрители-то ждут. А женщинам в Индии, даже киноактрисам, целоваться негоже. Вот и проявляй тут обоюдоострый дипломатизм... Зато буддизм в экран вписать оказалось попроще. За каждое пережитое в прошлом страдание мальчик получает вознаграждение не просто опытом, но еще и в денежном эквиваленте: нажитый опыт помогает ответить на вопросы викторины.

Корж пятый – литературная основа. Бойл поначалу, как и почти каждый, услышав о сценарии про «Кто хочет стать миллионером?», поморщился. Но на сценарии стояло магическое имя: Саймон Бофой, его-то Бойл приметил еще со времен фильма «Мужской стриптиз». Между 15-й и 20-й страницами решение уже было принято. Книга переведена на 36 языков, русский вариант под названием «Вопрос – ответ» появился в 2006-м, задолго до завершения съемок.

«Миллионер» делался с участием Великобритании и США. Награды (уже 50 в общей сложности) он сейчас собирает по обе стороны океана. Получив недавно четыре золотых глобуса, Дэнни Бойл отправился за новым урожаем на родину. Британская академия теле- и киноискусств в долгу не осталась: 8 февраля «Миллионер» победил в семи номинациях, в том числе и как лучший фильм года. Впереди «Оскар», и там 10 номинаций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1970
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4010
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3048
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2487

Другие новости