0
1360
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2009 00:00:00

Пластика слов

Тэги: скульптура, выставка, москва


скульптура, выставка, москва Фото автора

В галерее Diehl + Gallery One открылась первая в Москве персональная экспозиция знаменитого испанского скульптора Жауме Пленса. В Россию проект привез владелец Diehl + Gallerу One, немецкий галерист Фолькер Диль, который уже работал с Пленсой в Берлине. Но это еще не все. К выставке приурочили показ монументальной 8-метровой скульптуры-инсталляции "Дом знаний" перед башней "Федерация", где открывается самый высокий, как говорят, отель в Европе Grand Hyatt Moscow Residences and Spa. А на Винзаводе художник прочел лекцию о своих скульптурных проектах и их роли в городском пространстве.

Во-первых, разумеется, сама выставка. Пленса - романтик. Романтик осязания, поскольку слышит и читает руками. В данном же случае речь о музыке, так как представленное в галерее Diehl можно объединить (хотя это внешняя зацепка) такой темой. На первом ярусе раскинулся импровизированный зимний сад. "Сердце Деревьев" - новая серия Пленсы - представляет собой сидящие на земле бронзовые скульптуры, сквозь которые проросли деревья. Пленса, для которого важен непосредственный контакт его работ со зрителем/читателем, сделал скульптуры в натуральную величину и к тому же автопортретными. Их можно трогать. Причем тут музыка? Бронзовые люди сидят с закрытыми глазами и в типичных мечтательных позах - обхватив колени руками. Их тела испещрены именами композиторов - Монтеверди, Шостакович, Беллини, Моцарт+ Для Пленсы это - оболочка души. Дерево-душа вырывается из телесных рамок. Другая часть выставки - разместившийся на втором ярусе галереи графический цикл "Композиторы". От них - как и в случае со скульптурами - остались имена. Глаза и губы, составляющие маски; хаос надписей вроде "вены", "мозг", "сердце", "уши". И - вторгающиеся в эту вереницу масок "депрессия", "истерия", "шизофрения" и "садизм". Не стоит искать в работах Жауме Пленсы многозначительных идей.


Фото автора

Он апеллирует к восприимчивости, создавая почти медитативную атмосферу. Есть разные языки, разделяющие мир условно. Есть язык музыки и пластики - они универсальны.

Пленса родился в Барселоне в 1955 году, в 1980-м там прошла его первая выставка. С тех пор его проекты появились на улицах Чикаго (знаменитый "Фонтан Короны", который состоит из портретных проекций и по которому можно ходить (по городскому фонтану!), Иерусалима (луч света от земли к небесам, он же - символ костра и очага, вокруг которого собираются люди), Вашингтона, Лондона, Токио. У Пленсы есть несколько проектов с сидящими фигурами, аналогичными тем, что сейчас привезли в Москву. Раньше они были метафорой странничества. Собственно, такого сетчато-буквенного персонажа, что поставили теперь перед башней "Федерация", можно было увидеть в Антибе и в Майями. "Странник" теперь стал метафорой изменчивости и незавершенности: буквы скульптор понимает как клетки человеческого тела, которое, подобно языку, подобно представлениям о мире, меняется с течением жизни.

И вот еще один связанный с открывшейся экспозицией момент - ее коммерческая сторона. Grand Hyatt Moscow Residences and Spa, как уже отмечалось, называют самым высоким отелем в Европе. Владелец компании Hyatt Петер Рот стремится привлечь к этому месту людей. "Москва-сити" - бельмо в глазу городского ландшафта, и очевидно, что раздражение нужно пытаться смягчить. Так пусть же оно будет успокоено именами современных художников - Нормана Фостера (автора замороженного проекта башни "Россия"), а теперь, возможно, Жауме Пленса. Кстати, стоит сказать - хотя сейчас речь не идет о непосредственном соседстве Фостера и Пленсы - что вместе они уже работали над инсталляцией в Альпах.

"Дом знаний" испанского скульптора останется перед отелем до июня, если только Петер Рот не приобретет его для Москвы за 2 млн. долл. Важен престиж - это понятно. "Самочувствием" 8-метровой скульптуры и автор, и Петер Рот довольны - считают, что вписалась. На прошедшей на Винзаводе после лекции Жауме Пленсы дискуссии прозвучало слово "хайятек" - так, мол, можно называть скульптуру перед отелем Hyatt в контексте архитектурного хай-тека. Но все-таки кажется, что зажатая между высотками скульптура ощущает себя здесь не совсем органично - они ее подавляют. "Большая мама" (как окрестил свое произведение Жауме Пленса) активно взаимодействует с человеком, она его "вдыхает" своей буквенно-сетчатой кожей (поскольку в "Дом знаний" можно войти), а вот выдохнуть некуда – кругом стены, а не "сквозной" ландшафт, куда этот объект так удачно бы вписался, как то было в Антибе или в Майами. Повторюсь, речь не об инсталляции, которая, безусловно, интересна, но о том, чтобы конкретное пространство ее не задушило.

Наконец, третье соображение относительно приезда Жауме Пленсы связано с организацией события. Отрадно, что "тепличное" пространство галереи, уличное пространство и авторский комментарий в виде лекции - органично соединились в объемную картину. Хочешь так посмотри - хочешь эдак.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
739
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
379
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
326
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
418

Другие новости