В паузе между гастролями Мариинский балет активно чествует своих знаменитых юбиляров. Габриэла Комлева – в прошлом великолепная балерина, в настоящем – известный репетитор Мариинки и преподаватель балетмейстерской кафедры в консерватории. Но празднование именно этого юбилея – особенное: это еще и политическая акция. В прошлом году сменилось балетное руководство, а Габриэла Трофимовна едва ли не самый категоричный сторонник возвращения всего, что было «до». Возможность представить свой взгляд на «то, как надо», Комлева получила на юбилейном вечере.
Приветственное слово предоставили единомышленнику Сергею Викулову. Жанр произвольных воспоминаний оказался не самым удачным. Публика не отреагировала на «политические» моменты (даже подсказанные клакой) в речи оратора. Сравнения из области изобразительного искусства тоже прихрамывали: Вера Мухина любила изображать крестьянок, тяжело вросших монументальными ногами-колоннами в землю.
Выбор юбилейной программы был политическим: «Спящая красавица» в редакции Константина Сергеева. В юбилейном послужном списке этого балета – легендарное представление в честь Петипа и последний юбилей Наталии Дудинской. Потом оформление спектакля погибло при пожаре декорационных мастерских, и лишь теперь было возобновлено. Но не полностью. Неполноценность (начиная с отсутствия движущейся панорамы и люков) стала главным мотивом нынешнего события.
В этой редакции балета больше акцент на танце, чем в «альтернативном» вихаревском варианте. Вероятно, поэтому артисты и предпочитают сергеевскую. Сама Габриэла Комлева как балерина славилась феноменальной, просто убийственной техникой образца па де де Обера. Как репетитор – знанием той школы, которую принято называть старой, настоящей. Юбилярша намеревалась представить свой класс способным полностью «отоварить» масштабный спектакль, поставленный как смотр балерин.
Возможно, сказалась нервозность ответственного момента – но задача оказалась непосильной. Ирина Голуб – Аврора была при всей миниатюрность невероятно тяжела, с неуверенными ногами, жесткой пластикой. Евгений Иванченко с трудом ее держал (кто сказал, что Волочкова тяжелая? – выглядит она намного легче). Еще были: Фея Сирени – недавно провалившая и «Лебединое» Дарья Васнецова; комически бесформенная фея Бриллиантов Анастасия Петушкова; примитивная Флорина, она же разбитная фея Смелости Надежда Гончар. Драгоценные камни танцевали вразнобой┘ Получился страшный сон наяву: весь кордебалет назначили примами.
Что до точности стиля – до него ли, если балерины складывают воздушные руки на пачках тяжело, как крестьянки на переднике – свои натруженные. Можно поставить артисткам пластические нюансы, но надо еще и научить их выполнять. Иначе стилизованная «французская» кисть у всех выглядит безвольной или скрюченной. Спектакль получился несобранным, как и оформление. Видно, что репетиторы старались выстроить кордебалет. Но рядом пажи умудрялись ходить вразнобой.
В общем, получилось почти как в футболе: хотели пробить сильно и точно, но не получилось. Но самое удивительное, что на следующий день, с несколько измененным составом основных героев и без юбилейной нагрузки, спектакль оказался не то чтобы блестящим, но вполне интересным.
На одном из предыдущих юбилеев Габриэлы Комлевой показывали записи ее танца. Успех был по-настоящему феерическим.