Ольга Моисеева в партии Никии. 1952 год
Фото с сайта site.mariinsky.ru
Сейчас Моисеева больше всего известна, пожалуй, как педагог, выпестовавший в Мариинке Светлану Захарову. Двадцать лет назад такой подопечной была уникальная Галина Мезенцева. Танцевальная карьера у одной из ведущих балерин Кировского театра послевоенного времени Ольги Моисеевой, кажется, для титула звезды в современном понимании складывалась слишком спокойно. Гармонично. Был классический репертуар – и одобрение педагога Агриппины Вагановой. Была современная хореография – Мехменэ Бану в «Легенде о любви» Григоровича, постановки Якобсона. Моисеева стала репетитором, еще продолжая танцевать. В ученицах она продолжается – буквально: в классе Ольги Моисеевой нет диссонансов.
Атмосфера любви, пожалуй, главная составляющая праздничного вечера. Ни один вынесенный исполнителям букет не миновал ложи юбилярши. Робко стушевались оказавшиеся невостребованными клакерские порывы. И юбилейная неизбежность - вступительное слово Александра Белинского, который такое число именитых знает по именам, что на отчества памяти уже не хватает (правда, президент – фигура не балетная). Финальные слова самой Моисеевой прозвучали несравнимо выигрышнее – своей искренностью. Для нее эта великая сцена ощутимо родной дом. Основное содержимое программы полагалось воспринимать в качестве торжественного поздравления с поправкой на вот этот «родственный» коэффициент. Ведь любовь не принимает в расчет степень близости к идеалу.
Юлия Махалина, Светлана Захарова и Олеся Новикова представили три поколения театрального класса Моисеевой. Захарова своим гениальным телом безупречно прочертила в пространстве современную хореографию: в белом – дуэт со стулом Revelation и в черном - с Андреем Меркурьевым Black. А вот финал «Дон Кихота» почти не имел отношения к самому себе. Оформление сцены взяли из «Пахиты», костюмы солистов тоже «не родные»: Захарова вышла в золотой с красным пачке (в которой танцует комический номер), Игорь Зеленский – в колете для баланчинского репертуара. Под виртуозные пассажи примы и усталые па премьера кордебалет фанданго почти вздремнул у кулис.
Впрочем, самыми затяжными оказались дуэты из «Шехеразады» и «Легенды о любви». В первом рядом с Николаем Цискаридзе в изобильных одеяниях немаленькая Юлия Махалина выглядела хрупким стебельком. Во втором┘ не каждая большая лебедь – Одетта, а вторая танцовщица – потенциальная прима. Цискаридзе и Махалина отыгрались коронными соло: «Нарцисс» по-прежнему впечатляет отражением, «Лебедь» - какой-то окончательной умиротворенностью.
Олеся Новикова начала штурм «Лебединого озера» с «черного» па де де. Пока это не более, чем репетиторская экспликация. В баланчинском па де де индивидуальности значительно больше – если бы легкий ветерок движений не портил негнущийся корпус.
Но вечер наглядно показал главное - веру Моисеевой в своих подопечных. И зритель начинает видеть ее глазами, несмотря на очевидные порою несоответствия. Потому что главное качество ее учениц – неспособность к халтуре на сцене (на партнеров это не распространяется: тут давали себе передохнуть).
Цены на билеты зашкаливали, но по залу, зияющему свободными местами и оглушительно пустыми особыми ложами, растеклись всякими ухищрениями прорвавшиеся на концерт балетоманы. Эта любовь не только к Ольге Моисеевой. Это – ко всем тем, кто был «впереди планеты всей». Не «когда любишь искусство», а «просто: когда любишь».