0
1151
Газета Культура Интернет-версия

03.02.2009 00:00:00

Армида здесь больше не живет


Очередную премьеру амбициозного проекта «Русские сезоны XXI века» Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы приурочил к юбилею одного из величайших начинаний 20 столетия. 19 мая 1909 года на сцене парижского театра Шатле Сергей Дягилев представил первый балетный вечер, положивший начало триумфальному шествию «Русских сезонов». Показанному тогда «Павильону Армиды» - одноактному балету-пантомиме о коварной обольстительнице, невольном предательстве и власти неумолимого времени над любовью - суждено было стать одной из самых сладостных балетных грез.

А начиналось все склокой в Мариинке. За две недели до премьеры от «неинтересной» партии Армиды отказалась Матильда Кшесинская. Стоимость спектакля, между тем, достигла 25 тысяч рублей. Не предоставляя ни отчетов, ни смет, автор либретто и оформления Александр Бенуа требовал все новых расходов, капризничал. «Заказывали, например, настоящие страусовые перья, - сетовал директор императорских театров Теляковский, - а когда их приготовили, решили делать гарусные». Артисты не желали репетировать, а после генералки положение и вовсе казалось безвыходным. «Скучно и утомительно» - записал Теляковский. В довершение всего утром в день премьеры 18 ноября «Петербургская газета» опубликовала интервью, в котором Бенуа обвинял во всех грехах «экономное начальство». Николай Черепнин жалел, что согласился писать музыку и требовал отменить премьеру, что и было сделано. Она состоялась лишь 25 ноября 1907 года. Пресса приняла спектакль холодно. Дягилева это, однако, не остановило.

В работе над «Армидой» встретились Александр Бенуа и Михаил Фокин, и значение этой встречи для судеб мировой хореографии трудно переоценить. Хотя в тандеме хореограф-художник ведущая партия явно принадлежала Бенуа, Фокин, по признанию многих свидетелей парижской премьеры 1909 года, с блеском продемонстрировал свой талант, сочинив танцы, «полные чарующих красок».

Но нынешний зритель ничего этого не увидел. Руководителя проекта «Русские сезоны XXI века» Андриса Лиепу нисколько не смущает, что, кроме восторженных воспоминаний, от фокинской хореографии, увы, ничего не осталось. Реинкарнированные ранее в рамках проекта «Синий бог», «Тамар» и вот теперь «Павильон Армиды» -- всего лишь фантомы. Но дома с привидениями всегда привлекают зевак, а за 100 лет Дягилев стал доходным брендом. Так что продюсерский расчет следует признать беспроигрышным. Чего не скажешь о результатах художественных.

Андрис Лиепа растянул балет почти вдвое за счет вставок из других произведений Черепнина, переработал либретто Бенуа, превратив прелестную – в один росчерк пера – виньетку в размокшее папье-маше. Больше других, казалось бы, повезло художнику по костюмам и сценографу Анне Нежной, ведь эскизы и фотографии – единственное, что осталось от подлинного «Павильона Армиды». Непревзойденный стилизатор, Бенуа создал роскошную феерию из эпохи Людовика XIV. У нынешнего же спектакля нет стиля. И тут не помогут ни настоящие фонтаны на сцене, ни фижмы, ни перья, ни спонсоры. Вот и приглашенный к сотрудничеству литовский хореограф Юриюс Сморигинас обнаружил близкое знакомство со всеми стилями от «Жизели» и «Баядерки» до Кеннета Макмиллана при полном отсутствии собственного. Если Анне Павловой, Тамаре Карсавиной, Вацлаву Нижинскому было где блеснуть и техникой, и манерой, то звезде Большого театра Марии Александровой (Армида), солисту Мариинского театра Михаилу Лобухину (виконт де Божанси, он же Ринальдо) и премьерам Кремлевского балета Наталье Балахничевой (невеста Ринальдо) и Михаилу Мартынюку (раб Армиды) композиционную невнятицу и лексическую анемию новой версии не превозмочь.

Впрочем, ведь и в начале 20 века в родном отечестве спектакль приняли без особых восторгов. А вот столицу мира покорили. Создатели современной версии имеют шанс повторить фокус столетней давности. В июне в рамках празднования юбилея дягилевской антрепризы «Павильон Армиды» вместе с другими балетами проекта «Русские сезоны XXI века» покажут в Париже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1304
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
830
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
592
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
824

Другие новости