Мицуко Ушида. Заслуженный триумф.
Фото предоставлено организаторами фестиваля
Ежегодный форум, посвященный дню рождения Моцарта, завершился в его родном городе. За 10 дней здесь состоялось 25 концертов. В них принимали участие девять оркестров, четыре ансамбля, 10 дирижеров и свыше 40 солистов международного уровня. Среди полусотни исполненных опусов Моцарта были хоровые сочинения, симфонии, сонаты, концертные арии, камерные ансамбли, не хватало разве что оперы (именно с нее начнется следующая Неделя Моцарта). Второй важной главой программы была музыка Гайдна, третьей – творчество наших современников, таких как Пьер Булез, Дьердь Куртаг и Эллиот Картер.
Три года назад мир пережил 250-летие со дня рождения Моцарта, обернувшееся бессовестной эксплуатацией не только наследия композитора, но и вообще всего, прямо или косвенно связанного с его фигурой. Впрочем, Зальцбург живет этим из года в год, успешно торгуя кепками, футболками, конфетами, пирожными, шоколадками имени гения наряду с его сочинениями. Придя в себя после юбилея, руководство Недели Моцарта решило перенести акцент с музыки Вольфганга Амадея на диалог между нею и более поздними эпохами.
Следующим двум фестивалям сопутствовал дух эксперимента, а их программы читались как увлекательная книга – и еще более захватывающе звучали: с Моцартом соседствовали Шенберг, Булез и Берио, в другой раз – Барток, Лютославский и Мендельсон, в третий – Гайдн, Хартман и Веберн. Подобные вечера стали фирменным блюдом зимнего форума, однако в этом году их гораздо меньше – рамки эксперимента решили ограничить. Во-первых, отмечается 200 лет со дня смерти Гайдна, чьим сочинениям посвящалась значительная часть афиши, во-вторых, Неделя Моцарта – не то же самое, что «Моцарт и современность». Поэтому не менее половины концертов были отданы только произведениям Моцарта и Гайдна.
За двух великих венских классиков отвечали в первую очередь дирижеры, мастера аутентичного – точнее исторически корректного – исполнения: Марк Минковски, Рене Якобс, Николаус Арнонкур, Айвор Болтон. Минковски, отмеченный «Золотой маской» за московскую постановку «Пеллеаса и Мелизанды» 2007 года, обратился к Моцарту не так давно, выпустив на CD две последние его симфонии. Как показала запись (и особенно последующие концертные исполнения), после Минковски слушать другие интерпретации практически невозможно – настолько нов и свеж его Моцарт, в том числе заезженная Сороковая. С таким же огнем Минковски и «Музыканты Лувра» играли на этот раз оркестровые серенады Моцарта. Одна из них, носящая подзаголовок «С почтовым рожком», обернулась сюрпризом: в предпоследней части на сцену выехал виртуоз почтового рожка – на велосипеде и в куртке почтальона. Играя соло и держа инструмент одной рукой, другой он невозмутимо раздавал почту коллегам и публике в первом ряду.
Помимо Моцарта и Гайдна у форума были еще два героя, игравшие, впрочем, более скромную роль: 83-летний Пьер Булез и 38-летний Матиас Пинчер. Булез, дирижер и композитор, один из самых ярких и влиятельных музыкантов в мире, – украшение любого фестиваля. Менее очевидным показался выбор другой фигуры – в поколении Пинчера есть и более интересные авторы, а среди его сочинений для фестиваля были отобраны отнюдь не самые яркие. И если один из концертов прошлой Недели Моцарта, где играли Моцарта и Веберна, заставлял слушать музыку обоих с особым вниманием, то нынешний вечер Моцарта и Пинчера невольно подчеркнул некоторую искусственность сочинений второго на фоне гениальной простоты первого.
Зато в программе, которую Булез представил как дирижер, музыка Пинчера была исключительно уместна: отказавшись от Моцарта, Булез предложил сравнить сочинения композиторов трех поколений – Пинчера, свое собственное и живого американского классика Эллиота Картера, недавно отметившего столетие. Пьеса Пинчера для контрабаса, трех виолончелей, ансамбля и живой электроники не уступала в изобретательности опусам его старших коллег, хотя и произвела менее сильное впечатление. По крайней мере 45-минутная Derive 2 Булеза показала, что и без привлечения электроники можно добиться столь же удивительных, притом более гармоничных, созвучий. Наряду с этим поздним сочинением Булеза прозвучал и один из первых его опусов – цикл фортепианных миниатюр «Нотации» в исполнении пианистки Мицуко Ушида. Она была специальным гостем фестиваля, и ее сольную программу, где сочетались Моцарт, Булез, Бах, Куртаг и Шуберт, можно вспоминать целый год – до следующей Недели Моцарта.
Зальцбург