Назначение это – не слишком громкое, поскольку в прежней терминологии это всего лишь завтруппой, который занимается административной разводкой артистов по репетиционным залам, вызовом на спектакли и прочей творческой бюрократией. Замены заведующих труппами и в опере, и в балете театра, вполне определяющие для состояния коллективов, произошли без шума, заслоненные более громкими отставками.
Вообще-то к концу января городской комитет по культуре обещал назначить в театр худрука, ограничив полномочия нынешнего генерального директора театра Владимира Кехмана только собственно директорскими. У таких обещаний были основания. Глухое недовольство и недоумение нынешним состоянием театра вылились в коллективное письмо артистов, разосланное в разные инстанции, включая президента, в конце года, вскоре после юбилея театра. В ответ руководство театра заявило, что письмо анонимное, никто в театре его не подписывал, ну и вообще все это происки врагов.
Список претензий в письме почти исчерпывающий. Отсутствие творческого руководства, постоянные конфликты с приглашенными режиссерами, в результате чего практически все «новинки» – перенос старых постановок. Резко сократившийся репертуар и количество спектаклей (поскольку сцена сдается в аренду для корпоративных мероприятий), из-за чего труппа не обеспечена работой. Репетиционные помещения отданы для администрации. Еще давление на артистов в целях увольнения, конфликт с общежитием, недовольство зарплатами (кстати, теперь директорскую доплату артистам сняли, объяснив это кризисом) и бесконтрольностью ремонта. Основная просьба: убрать Кехмана и вернуть здание театра в федеральное подчинение (весной целый список памятников культуры федерального подчинения перешел в ведение города).
Вскоре после письма в репертуар вернули значительное количество прежних опальных оперных постановок. Елена Образцова вернулась как советник генерального директора, поставив условием возвращение в театр должностей художественного и музыкального руководителей. Хотя и в балетной части, где худрук вроде бы есть, не слишком благополучно. Артисты разбегаются по халтурам – отечественным и зарубежным. Основная часть планов не состоялась. Впереди постановка «Корсара», за которую балетный худрук собирается браться единолично – и это его первый постановочный опыт.
Новый директор оперы – Ольга Копанина, с консерваторским образованием по классу фортепиано и режиссуры. Вторую специальность она получала в Петербурге, в классе Станислава Гаудасинского, прежнего худрука театра, чьи постановки составляют основу здешнего оперного репертуара, и во время учебы работала здесь. А поскольку в обязанности оперного директора входит следить за состоянием спектаклей, возможно, ей удастся получить разрешение своего педагога освежить старые постановки по желанию нового руководства.
Параллельно с новым назначением прошло прослушивание исполнителей для «Евгения Онегина», которого по весне будет ставить Юрий Александров. Правда, к несостоявшейся премьере тоже было прослушивание, подобранный состав обещали задействовать в новой постановке, и команда даже практиковалась «на выезде».
Санкт-Петербург