Том Круз: горячий прием в зимней Москве...
Фото Reuters
Тому Крузу невероятно повезло, что в мировой истории оказался персонаж, очень похожий на него внешне. Если бы американская звезда и полковник Клаус Шенк фон Штауффенберг не имели бы столь разительного внешнего сходства, голливудская копилка не пополнилась бы еще одним блокбастером. И Штауффенберг не стал бы для многих «тем самым одноглазым парнем, которого сыграл Том Круз».
Режиссером «Операции «Валькирия» выступил Брайан Сингер, создатель таких лент, как «Обычные подозреваемые», «Люди Икс» и «Доктор Хаус». «Операция «Валькирия» – второй опыт компании United Artists, возглавляемой Томом Крузом и его партнершей Полой Вагнер. Первая их картина – «Львы для ягнят» – провалилась в прокате, несмотря на то что были привлечены мощные актерские силы: Мерил Стрип, Роберт Редфорд и сам Том Круз. Поэтому Круз уже объездил полмира с новой картиной, в каждой стране оставляя обещания приехать сюда снимать фильм. Россия не стала исключением.
С самого начала авторы фильма решили обращаться с материалом как можно осторожнее – известно, как немцы трепетно относятся к своей истории, особенно к истории Второй мировой войны. И уж тем более – к теме Сопротивления. Министр обороны Германии Франц Джозеф активно выступал против того, чтобы главную роль играл Круз. Скорее всего такое неприятие голливудской звезды вызвано его принадлежностью к сайентологической церкви, которую в Германии не признают и считают сектой. Потом, впрочем, министр сменил гнев на милость, но Круз и его команда работали буквально под прицелом. Бережность, с которой Сингер подошел к материалу, в конечном счете вылилась в фарс: чтобы лишний раз не оступиться, авторы предпочли снимать сплошь крупные планы в полутемных помещениях или – для разнообразия – общие планы взметнувшихся в фашистском приветствии рук, нагромождение свастик, кожаные плащи, высокие фуражки – словом, те самые «красоты» Третьего рейха, которыми мы налюбовались еще в «Семнадцати мгновениях весны». Получилось красиво.
20 июля 1944 года полковник фон Штауффенберг пронес в кабинет фюрера портфель с бомбой, но убить диктатора ему помешал массивный дубовый стол. Окажись стол несколькими сантиметрами левее или правее – и ход истории мог бы повернуть в другую сторону. Материал для мощной исторической драмы. Тем более что материал неоднозначный – даже в послевоенной Германии еще долго отказывались признавать в Штауффенберге героя Сопротивления.
И ничего удивительного: Штауффенберг с большим энтузиазмом воспринял приход Гитлера к власти в 1933 году. Он верил в идеи наци и в то, что Германия со своей отлаженной и сильной армией завоюет мир. Будучи потомственным военным аристократом, Штауффенберг свято полагал, что здоровая армия есть основа здоровья государства. Получив в Северной Африке тяжелейшие ранения, лишившись руки и одного глаза, полковник вернулся в Германию, где был назначен начальником штаба Резервной армии. С этого времени его отношение к Гитлеру и нацизму резко изменилось. Он увидел, что Германия несется к катастрофе, и присоединился к участникам заговора против Гитлера, чтобы, свергнув нацистский режим, создать в Германии новое социальное общество. Никто из них не знал, что это будет за общество, они только знали: первым делом надо нейтрализовать гестапо, СС и СД и создать новое военное правительство.
А до лета 44-го Штауффенберг был верен Гитлеру. В качестве картонного героя голливудского блокбастера он совсем не годится. Тот, каким Штауффенберга изобразил Том Круз, – без страха и упрека красавчик, который даже свой искусственный глаз вертит в руке с многозначительностью голливудской звезды, – это герой совсем другого романа. Вовсе не того, в какой вписал свои строки полковник Штауффенберг.