Фото Виктора Игнатова
Второго февраля в Москве прозвучит премьера «Пятого» фортепьянного концерта Рахманинова. А мировая его премьера прошла в Париже с участием и московских исполнителей - Дениса Мацуева и Владимира Спивакова. В Москве это произведение прозвучит в феврале, в Нью-Йорке - в апреле.
Ради участия в этом событии в Париж прилетели Владимир Спиваков (после выступления в Ла Скала) и Денис Мацуев (из Токио). В зале Плейель они исполнили монографическую программу Рахманинова с «Симфоническими танцами» и мировой премьерой «Пятого» (!) фортепьянного концерта.
Как известно, композитор написал для фортепьяно с оркестром только четыре концерта и Рапсодию на тему Паганини. Новое произведение родилось благодаря Александру Варенбергу, родом из Харькова, ныне проживающему возле Брюсселя. Концертирующий пианист, композитор и аранжировщик музыки для кино и TV переработал Вторую симфонию Рахманинова в фортепьянный концерт. На эту рискованную работу Варенберг отважился из любви ко Второй симфонии и желания ее повенчать с фортепьяно, привилегированном инструментом Рахманинова.
Виртуозные транскрипции для фортепьяно были одним из ведущих жанров в XIX веке. Особенно прославился своими аранжировками Лист, переложивший множество произведений, в том числе и оркестровых, ряда великих композиторов и 90 собственных. Рахманинов тоже любил делать транскрипции, в частности, переложил свои «Симфонические танцы» для двух роялей, и сам впервые исполнил это новое сочинение вместе с Владимиром Горовицем.
На премьере Второй симфонии (1908) оркестром дирижировал сам Рахманинов, и, как писала «Русская музыкальная газета», «это было праздником для всех любящих русскую музыку...Своей поэтической настроенностью и художественным блеском симфония захватывает внимание от начала и до конца». В роскоши ее мелодического и драматического содержания есть темы настолько красивые и острые, что им не хватает партии фортепьяно. Но 100 лет спустя после написания им симфонии нужна ли теперь ее транскрипция?
В этом был убежден Питер ван Винкель, директор нидерландской фирмы Brillant Classics. Узнав, что той же идеей увлечен и Варенберг, его учитель фортепьяно, Винкель поручил ему осуществить этот проект. Идею поддержал Александр Рахманинов - внук композитора и президент Фонда Рахманинова. Работа, одновременно исследовательская и творческая, шла 6 лет: главная сложность состояла в том, чтобы ужать самую большую 4-чатную симфонию Рахманинова, длительностью около часа, до 3-частного концерта с обычным 40-минутным звучанием. В итоге, было сокращено 30% симфонической музыки. За основу нового произведения была взята структура Третьего концерта Рахманинова с ссылками на другие его сочинения. Для партии фортепьяно Варенберг выбрал самые достойные темы и при их переложении постарался сохранить романтический стиль Рахманинова.
Что же касается оркестровки Варенберга, то симфонизм порой доминирует над концертной формой, вследствие чего мощные темы оркестра иногда подавляют партию фортепьяно, размывая контраст между ними. Среди интересных находок Варенберга впечатляет использование звона колоколов, столь типичного для творчества Рахманинова. Симфония заканчивается на яркой мажорной ноте, и колокольный звон, имитируемый трубами, теперь придает финалу концерта масштаб и величие.
Как в любом новом сочинении, здесь есть свои достоинства и недостатки. Поэтому мнения музыкальных критиков, присутствовавших на мировой премьере, не всегда совпадали, но единой была реакция публики, восторженно принявшей исполнение Дениса Мацуева, дирижера Владимира Спиваковым во главе Филармонического оркестра Французского радио.
Мацуев последние три года плодотворно сотрудничает с Фондом Рахманинова, который его выбрал для популяризации неизвестных фортепьянных произведений композитора. Денис исполняет их (с одновременной записью) на рояле Рахманинова, находящемся на Вилле Сенар в Швейцарии. Эта уникальная программа обошла весь мир, в частности, Мацуев ее играл 4 декабря 2007 года в Лондоне в Queen Elisabeth Hall. Теперь он солировал на премьере «Пятого» концерта и феноменально исполнил архисложную партию с богатейшей палитрой ярких фортепьянных красок: после нежного интимного пьяно он вдруг страстно взлетал на мощном крещендо к сладостному вулканическому фортиссимо. Отвечая на овации публики, Денис превосходно сыграл на бис 12-ю Прелюдию (опус 32) Рахманинова, а затем фрагмент из «Пер Гюнта» Грига в аранжировке Григория Гинзбурга, ослепив всех огненной энергией.
В «Симфонических танцах» Спиваков избрал живые волнующие темпы; его поэтическая глубокая интерпретация пленяла нюансами. Французы играли так вдохновенно и задушевно, что казалось, будто звучит русский оркестр.