Людмила Полякова - из тех актрис, имя которой не у всех мгновенно вызывает определенные ассоциации, хотя ее и называют часто популярной киноактрисой. Тут дело не в обмане - она и вправду много снималась, а в ее природе. Придется поверить на слово, если вы ни разу не видели ее в театре или не запомнили почему-то в кино: Людмила Полякова - великая русская актриса.
Просто лицо у нее такое, такова природа актрисы - позволяющие быть непохожими. Стерла черты одной героини - надела другую маску, так что, думаю, на улице ее узнают нечасто, не пристают с расспросами. Впрочем, и роли у нее такие - женщин с сильным характером, своевольных, жестких, к таким лучше не подходить, если не уверен в добром расположении духа.
Роли в кино - жена Распутина в "Агонии" Элема Климова, роли в фильмах Ларисы Шепитько, знакомство с которой Полякова считает одной из главных встреч своей жизни, "Почти смешная история", "Бумер", "Доктор Живаго"...
Полякова давно уже служит в Малом театре и, наверное, даже наверняка может быть названа идеальной актрисой этой старейшей русской императорской сцены. Полякова - во-первых, национальная актриса, хотя простое русское лицо не должно вводить в заблуждение - Полякова из тех, кто читает и много знает о своем деле, полагая, что мастерству нужно учиться до последнего дня. Религиозная, набожная, она на сцене - сама стихия, характеры ее героинь, да и, кажется, ее натура не знают границ. Полякова ведь и сама-то высокая, такая, что и вроде бы крупные, на первый взгляд, мужчины на ее фоне мельчают, а уж как разойдется, наберет в легкие воздуха, так, как говорится, держись!..
Как и ее партнер по сцене Малого Василий Бочкарев, ее спутник - в путешествии от Анатолия Васильева к академии Малого, о чем речь впереди! - любовью к театру, отношением к театру как к служению без конца и без края, служению сродни монашескому Полякова "заразилась", проходя школу Анатолия Васильева.
Попав в Театр имени Станиславского, Полякова в 70-ые годы сыграла в спектакле Васильева "Первый вариант Вассы Железновой" и потом последовала за учителем - на Таганку, в подвал на Поварскую, где Васильев колдовал в театре "Школа драматического искусства", сыграла в легендарном спектакле "Серсо".
И вот - алле-гоп, на первый взгляд экстравагантный, оказавшийся самым что ни на есть естественным: из рук Васильева, режиссера экспериментатора, находящегося на передовом крае театрального дела она ушла, казалось - скрылась в академии Малого театра, убежище театральной традиции. И - пришлась ко двору. Не имея в виду ее нынешний юбилей, скажу: Полякова - наилучший кандидат на роли великих старух Малого театра, не сегодня, не завтра - лет через двадцать. А пока еще поиграет матерей, если и разочаровавшихся - то в замужестве, а не в мужчинах, как говорит одна из героинь Островского, родным домом которого был и остается Малый театр.