0
783
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2009 00:00:00

Умерли под аплодисменты

Тэги: музыка, опера


К 200-летию со дня смерти Гайдна в Концертном зале им.Чайковского прозвучала его опера «Орфей и Эвридика, или Душа философа». Бурными овациями публики был встречен каждый номер, не исключая и смерть главных героев.

Теодор Курентзис и аншлаг ходят парой. Проекты Московской филармонии с концертными исполнением опер и станом европейских звезд тоже. Поэтому продукция музыкальной гордости Новосибирского театра оперы и балета – дирижера Теодора Курентзиса, хора «New Siberian Singers» и ансамбля «Musica Aeterna» плюс три приглашенных солиста, влившаяся в филармонический Абонемент «Оперные шедевры», заведомо по всем фронтам обещала событийность.

Кривая судьбы оперы Гайдна «Орфей и Эвридика, или Душа философа» отмечена крутыми поворотами. Композитор, уже получивший «вольную» от князя Эстергази, написал эту оперу для Лондона, но в отличие от знаменитых Лондонских симфоний, завоевавших популярность, опера так и не увидела свет рампы. Но какая участь ждала ее в ХХ веке! В середине прошлого столетия гайдновскую оперу прославила королева оперной сцены Мария Каллас, буквально возродившая это сочинение из полного забвения, а в 90-х партия Эвридики стала короной в репертуаре бесподобной Чечилии Бартоли. В России эту партию исполнила немка Симона Кермес, запомнившаяся московскому слушателю целым рядом своих работ (в первую очередь, дебютом – она пела партию Донны Анны из моцартовского «Дон Жуана»). Пару Кермес составил молодой британский тенор Эд Лайон, в чьей творческой копилке – сотрудничество с корифеями в области исполнения старинной музыки: Уильямом Кристи, Рене Якобсом и Айвором Болтоном. В этом составе сочинение несколько дней назад было представлено в Новосибирске.

Музыка оперы, четко разделенной границами действия, для первооткрывателей Гайдна как композитора этого жанра, ласкает слух. В ней приятно и неожиданно услышать последователей: то тут, то там вспорхнет интонационная вязь моцартовских арий, или внуками привидятся Верди с Россини. Трио действующих лиц - Эвридики, Орфея и Креонта - не по либретто превратилось в квартет благодаря Теодору Курентзитсу. Эмоциональная власть дирижера магически действовала на оркестр, который, к сожалению, иногда давал слабину в гайдновской партитуре. Речитативы, скупо и незамысловато подкрепляемые континуо, подчас лишали опоры певцов, а пианиссимо, магически сопутствовавшее смертям главных героев, было больше похоже на шорох. Симона Кермес, как всегда, была великолепной артисткой. Своей взрывчатостью и темпераментом она соперничала разве что с дирижером. Подчас казалось, что мы уже вовсе не Гайдну внимаем - настолько исполнение вырывалось за временные рамки темпом и штрихами, обескураживая смелым подходом. Очевидной досадой слушались промахи певицы в виртуозной каденции. Запал Кермес отчасти компенсировал профессиональные огрехи, тем более что, ключевых моментов, где певица разливалась упругим голосом, было предостаточно. Ее возлюбленный Орфей – Эд Лайон был в меру для тенора лиричен, профессионально точен, но проигрывал Кермес в артистизме. Удача в этот вечер сопутствовала харизматичному эстонскому баритону Дэвиду Кимбергу (Креонт) и хору «New Siberian Singers». В их исполнении была слышна четкая и вполне классическая позиция по отношению к материалу, а это подчас важнее «нового взгляда».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1766
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3734
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2792
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2277

Другие новости