Борис Андрианов участвует в «Возвращении» с самого первого дня фестиваля.
Фото ИТАР-ТАСС
Сегодня в Рахманиновском зале консерватории пройдет заключительный концерт XII фестиваля «Возвращение». Традиционно кульминацией этого «Концерта по заявкам», да и всего фестиваля, станет мировая премьера нового сочинения.
За «возвращенцами» закрепилось каникулярное рождественское время – иные меломаны специально остаются в Москве, чтобы побывать на концертах фестиваля. Сами же исполнители, когда-то в профессиональных поисках уплывшие к другим берегам, специально приезжают в столицу, чтобы вкусить радость общения с близкими и пообщаться с коллегами и друзьями. Лучшего способа общения, чем ансамблевая игра, еще не придумано. А то, что это музицирование – камерное (все события – в Рахманиновском зале), сообщает фестивалю атмосферу приятной домашней встречи. Впрочем, за время существования фестиваля к компании участников прибавились и местные исполнители, которые никуда уезжать и не собирались. Таким образом, в повзрослевшую на 12 лет команду периодически вливается свежая кровь.
Концепция «Возвращения» предельно открыта, чем и хороша. Это несколько концертов, каждый из которых объединен общей темой. Но прелесть еще и в том, что при наличии даже самой банальной темы – например, «Шуман» – программу умудряются составить на редкость неординарную. Здесь не будет заезженных хитов, напротив – собственно из Шумана только не самый известный опус для альта и фортепиано, зато есть сочинения, проникнутые шумановской загадкой или входившие в его собственный музыкальный мир: романсы Клары Шуман, сюита «Флорестан» Сибелиуса, или Посвящение Шуману Дьердя Куртага. Или жемчужины, вымытые из огромного композиторского наследия и объединенные в концерт «Маленькие трагедии»: «Метаморфозы» Бриттена, «Маски» Дебюсси, сочинения Берио и Денисова на смерть Стравинского и даже Масонская траурная музыка Моцарта.
Для вечера «Поэзии» были отобраны произведения, где неожиданным образом сочетались композитор Лист и поэт Алексей Константинович Толстой (мелодекламация «Слепой») или авангардист с японскими корнями Юдзи Такахаси и поэзия Мандельштама («Бессонница»).
И даже в «Концерте по заявкам» не избитые виртуозные хиты, а сплошь изюминки – Сонатина для брасс-квинтета Эжена Боззы (1951), Квинтет Форе, Вступление (Секстет) к опере «Каприччио» Рихарда Штрауса, Lamentatio для виолончели Джованни Солима, первое исполнение в России сочинения Эркки-Свен Тюура Architectonics № 5 для электрогитары и фортепиано и, наконец, мировая премьера – Jeux d'enfants («Детские игры») для ансамбля. Авторство последнего опуса принадлежит Творческо-производственному объединению (ТПО) «Композитор», которым руководит известный музыкальный критик и композитор Петр Поспелов. Кстати, в интернете можно найти электронную версию одной части из этой, очевидно, сюиты. Часть называется «Тропинка» и представляет очень милый и трогательный музыкальный ряд. Тем интереснее услышать вживую то, что осталось за скобками глобальной сети.