Ольга Лепешинская до последних дней не теряла любопытства к тому, чем живет сегодняшняя культура.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
В субботу на 93-м году жизни в своей московской квартире скончалась народная артистка СССР, балерина Ольга Васильевна Лепешинская. Похороны назначены на 23 декабря и состоятся на Введенском кладбище в Москве, поскольку так хотела сама балерина. На Введенском кладбище покоятся мать Лепешинской и ее родные. Гражданская панихида предположительно начнется во вторник в 10 утра в Атриуме Большого театра.
Когда в 11 лет ее не приняли в балетную школу, она долго думала – из-за кудряшек. Никак не получалось сделать волосы гладкими, как на портрете Анны Павловой. Кудряшки так и не укротила – они до последнего времени выдавали в ней непокорную девчонку, – а балериной стать задумала и стала.
Об Ольге Лепешинской и ее танце говорили всякое. В каком-то смысле ей, можно сказать, не повезло: она всю жизнь была второй – правда, после самой Улановой. Ее называли за глаза коротконожкой, и, если сравнивать Лепешинскую с нынешними балетными примами, многим из них она и вправду была по плечо... Но в последние годы на юбилейных вечерах нельзя было оказать худшей услуги современным ее собратьям, чем перемежать их концертные номера кадрами хроники, запечатлевшей в танце знаменитую юбиляршу. На выцветшей кинопленке – полет, вихрь, кураж, а главное – радость. Неистребимая, неодолимая, неудержимая радость жизни, через пелену времени и экрана заставлявшая публику восторженно рукоплескать.
Окончив Московское хореографическое училище, Лепешинская 30 лет, с 1933-го по 1963-й, выступала в Большом театре. Ее технику называли чеканной, искрометной, виртуозной, а танец – дерзким и даже каскадным, что вовсе, кажется, не подходило балерине-классичке. Однако очень подходило фантасмагорическому времени, в котором ей случилось жить и творить. Лепешинская воплощала те черты народного характера, без которых не пережить бы народу страшных лет. Дочь своего времени, она и на сцене органичнее смотрелась в современных постановках. Была первой исполнительницей партий в балетах легендарных хореографов: Игоря Моисеева (Суок – «Три толстяка»), Ростислава Захарова (Оксана – «Тарас Бульба», Золушка), Леонида Лавровского (Фадетта – «Фадетта»), Константина Сергеева (Сари – «Тропою грома»), Василия Вайнонена (Лиза – «Барышня-крестьянка», Мирандолина – «Мирандолина»). Среди балетов классического наследия тоже предпочитала те, где во всю ширь мог развернуться ее яркий, бравурный комедийный талант: «Тщетную предосторожность» и «Дон Кихот». В балете, особенно классическом, преемственность заметнее, чем, наверное, в любом другом искусстве: если говорить о возрасте, в котором балерина ушла из жизни, то сказать – уходит поколение великих... Нет, уже и не совсем верно: поколение Лепешинской почти все ушло, она была из последних «ниточек», но вот восстановленное год назад, вернувшееся в Большой «Пламя Парижа» – это балет, в котором блистала Лепешинская-Жанна.
Она была земной женщиной. Со смертью мужа из жизни ушла радость, и Ольга Лепешинская покинула сцену. Занималась общественной работой и много лет возглавляла общественный совет ЦДРИ и даже была его директором. Сегодня эта аббревиатура мало что кому говорит, а когда-то – как раз при Лепешинской – это был один из главных творческих домов в Москве – Центральный дом работников искусств. Здесь выступали лучшие оркестры, лучшие дирижеры, и, как и Дом актера, ЦДРИ был одним из островков полузапретного-полуразрешенного свободомыслия. Многие десятилетия Лепешинская преподавала по всему миру: от Германии до Японии, от Канады до Филиппин. Ее ждали в Штатах, Италии, Швеции, Египте. Не ждали отчего-то только в Москве. Впрочем, это бывает.