Российская картина «Дикое поле» Михаила Калатозишвили завершила IX Тбилисский международный кинофестиваль «Золотой Прометей», что немного удивило, учитывая существующий неблагоприятный политический фон в отношениях между двумя странами. Впрочем, уже на открытии кинофорума председатель центра киноискусства «Прометей» Гага Чхеидзе отметил, что вопреки негативным политическим реалиям, творческие контакты сохраняются, и не надо, мол, "путать Божий дар с яичницей". Исходя из этого посыла, в конкурсную программу были включены две российские картины – «Русалка» Анны Меликян и «Шултес» Бакура Бакурадзе, тепло принятые зрителями (особенно первая), но в итоге никак не отмеченные жюри.
В специальном показе был представлен нашумевший фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат», удостоенный премии «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале за лучшую режиссуру, а также премии за лучшую операторскую работу. К сожалению, один из небольших залов кинотеатра «Руставели» не смог вместить всех желающих посмотреть картину. Помещение было набито до отказа, и зрители послабее просто не выдержали долгого стояния на ногах в практически безвоздушном пространстве┘ Но большинство досмотревших фильм были вознаграждены за терпение: – «Бумажный солдат» никого не оставил равнодушным, что подтвердили бурные аплодисменты после просмотра. Важное обстоятельство, объясняющее живой интерес тбилисской публики к «Солдату»: в главной роли выступил соотечественник – популярный в Европе актер Мераб Нинидзе, сыгравший врача Даниила Покровского, русского интеллигента-шестидесятника с грузинскими корнями.
В конкурсной программе приняли участие десять картин, представленных Венгрией, Грецией, Германией, Италией, Польшей, Россией, Сербией, Турцией, Францией. «Золотого Прометея» удостоена картина сербского режиссера Стефана Арсениевича «Любовь и другие преступления» (Германия-Сербия-Австрия-Словения), «Серебряный Прометей» (за лучшую режиссуру) был вручен турецкому фильму «Осень» Озджана Алпера, а жюри отметило итальянскую ленту «Соленый воздух» Алесандро Анджелини. В этот раз была нарушена уже сложившаяся традиция: не присуждался приз Сергея Параджанова. В международное жюри кинофестиваля вошли режиссер из Великобритании Джо Райт, кинокритик из Франции Серж Собжинский, директор Флорентийского кинофестиваля Микеле Панелла, режиссер из Германии Роберт Смайгрет, возглавила жюри грузинский режиссер Лана Гогоберидзе.
Отметила закономерность: практически все фильмы, участвовавшие в конкурсе, заканчиваются гибелью главного героя, что, скорее всего, свидетельствует о какой-то тенденции, отражающей жесткие реалии времени. Самоубийство, насильственная или преждевременная смерть являются результатом сложных, подчас трагических жизненных обстоятельств, из которых, как правило, нет выхода. По мнению председателя жюри Ланы Гогоберидзе, в условиях хаоса, разрухи, девальвации нравственных ценностей убийство совершается как самое заурядное, будничное, незначительное действие. Режиссер выделила еще одну тенденцию фестиваля: интерес к конкретным, маленьким проблемам взаимоотношений людей – друзей, близких, родственников, что приобретает особое значение в условиях глобализации. «Фолкнер писал о стране, в которой родился, и таким образом, – о проблемах универсальных!» – подчеркнула Лана Гогоберидзе. Коснулась она и проблемы национализма: по словам режиссера, эта тема тоже прозвучала на фестивале. Узкий национализм рождает ограниченность сознания и в конечном итоге – экстремизм, считает она.
Еще одна особенность фестиваля – практически не было представлено грузинских картин, исключая кинопродукцию, произведенную грузинскими режиссерами за рубежом. Чтобы хоть как-то обозначить национальное кино, переживающее сегодня далеко не лучшие времена, в рамках фестиваля были показаны грузинские фильмы эпохи великого немого. Зато богато был представлен кинематограф Франции и Германии – в рубриках «Французские темы» и «Сделано в Германии». А в спецпоказе демонстрировались картины Джо Райта (кстати, его фильмом «Сожаление» был открыт фестиваль), режиссера из Голландии Инеке Смитс и итальянца Давидэ Феррарио.
В зале на закрытии фестиваля отметила присутствие выдающихся кинематографистов, создавших феномен грузинского кино, а ныне волею обстоятельств отошедших от него. К ним относится и сама Лана Гогоберидзе.
Нельзя не отметить хороший вкус организаторов кинофестиваля (художественный руководитель Нино Анджапаридзе и Гага Чхеидзе), всегда отличающегося достаточно высоким уровнем картин-участников. Ориентация «Прометея» – качественные европейские фильмы, которые гость фестиваля (уже во второй раз!) М. Калатозишвили назвал «медленным, вдумчивым кино». В нынешнем году «Прометей» из-за августовских событий прошел не так масштабно, как обычно, однако основным своим принципам он не изменил.