0
862
Газета Культура Интернет-версия

12.12.2008 00:00:00

Минуточку, сейчас мы вас всему научим!

Тэги: выставка


Проект молодой галеристки Марии Байбаковой и ее сокуратора Кати Саттон называется "Вторжение: Отторжение" и заявляет сразу о нескольких новостях. Во-первых, новая экспозиция - одновременно дебют галереи Байбаковой, которая предполагает показать еще ряд экспозиций, в том числе и с участием мировых арт-знаменитостей (правда, ни одного имени пока названо не было). Во-вторых, это проект по поддержке в период кризиса нового поколения художников, чья известность, очевидно, нуждается в укреплении. Прозвучало всё это пафосно, но организовано было довольно вяло.

Назначенной на двенадцать пресс-конференции пришлось ждать минут сорок, пока в залах проходили последние приготовления. Потом кураторы (Байбакова и Саттон получили искусствоведческое образование в США и в Великобритании) заговорили о том, что необходимо организовать арт-процесс на новом уровне. То есть активизировать обмен идеями между всеми участниками действа (от художников до студентов-искусствоведов). Что необходимо заявлять о нашем искусстве в международном контексте. Что прямо в галерее хотят устроить студию, где бы и создавалось искусство. В общем, вот-вот покажут, как же все надо делать. Было понятно, что планов уйма (особенно оригинальными, правда, их не назовешь), но никакой конкретики пока не прозвучало. Однако полуночники могут порадоваться тому, что дважды в неделю галерея будет работать до двух ночи - для особенно занятых в остальное время.

С одной стороны, как говорят организаторы, "вторжение" и "отторжение" - части одного процесса, проиллюстрировать который художникам предложили в мастерской, организованной всё на том же "Красном Октябре". С другой, речь идет о попытке российского искусства прорваться на интернациональную арену - и о реакции на эти притязания. Сначала вошедшие в зал упираются в проект Гоши Острецова "Свобода!" (одну из его работ в этом году купил Чарльз Саатчи - поэтому открыть Острецовым экспозицию стратегически, конечно, правильно). Голые комиксные superwomen, проломленная решетка ворот, на которых висит череп. Кистью романтика Делакруа Свобода вела народ. Навязчиво вторгающаяся (согласно теме заказа) в поле нашего зрения поп-артовская стилистика работы Острецова напоминает о том, как всякое понятие можно довести до абсурда. Не прогадали и с группой ПГ. С точки зрения Премии имени Кандинского, это объединение (среди многочисленных расшифровок названия которого есть и "преступная группа") представило главных медиахудожников года. Поэтому сделать одной из визиток выставки их видео "Очищение. Часть I" - тоже ход понятный. "Полиптих" показывает незатейливую историю о том, как состоятельные мира сего (портретно "поименованные" в средней части) собираются на тусовку и как затем их начинают мочить.

Курсировать между всеми этими плодами творческого мыслеизъявления порой любопытно, порой очень скучно. Но главное, что осталось непонятным, зачем их объединяли общей темой: ее пульс часто совсем не прощупывается. Так, Маша Кошенкова сотворила "Монтаж/Демонтаж". Эта инсталляция из лестниц и прикрепленных к ним пустых и недопитых сверкающих бокалов вина как-то щелкнула осколками (то ли по спланированному заранее сценарию, то ли клей подвел - но несколько бокалов не удержалось). Вещь красивая, но довольно безыдейная. Как и "Класс" Юлии Ждановой с играющими в самолетики (которые с картины вылетели в пространство галереи) школьницами, похожими на героинь аниме. Куда более занятны высыпавшиеся из коробок глобусы-арбузы цвета хаки от Миши Моста. Глобализм напополам с военной угрозой становится предметом массового потребления или массового же отторжения (судя по ненужности валяющегося в углу товара). Ольга Божко запускает "Стенка на стенку" объявления об обмене валюты, о распродаже в супермаркете и, например, афишу организованного к Пасхе шоу (!) - как говорится, no comment. Другая проблемная работа - "Внимание на мосту!" Вероники Смирнофф. Обрушился мост. Панорама типизированной глубинки издалека напоминает симпатичное копошение брейгелевских человечков на льду. А вблизи оказывается вполне современной неприглядной реальностью, где неустроенность и парадоксальная к этому привычка разбрасывают трупы и заставляют равнодушно ходить мимо тех, кто еще жив.

Однако в целом на данном этапе выглядит все это вяло, набором работ, довольно искусственно объединенных некими серьезными понятиями "вторжение: отторжение". Понятиями, предполагающими остроту высказываний, которой здесь почти нет.

Последний, двадцать второй проект, - керамический "Фасад" Даши Кротовой. Несколько стыдливо задвинутый в угол (видимо, в испуге от собственной храбрости), но с вполне определенным посланием. За пирамидой из кубиков - то, чем бывают "заминированы" темные подъезды. Удивить не удивили, но вопрос возник: отношение ли это к действительности вообще или же конкретно к тому, что выставлено в стенах шоколадной фабрики+ А чувство отторжения действительно возникает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1571
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1770
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1878
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4243

Другие новости