Виктория Илюшкина. Гнездо.
Фото предоставлено организаторами выставки.
В рамках этой кураторской и художественной «кампании» в Государственном центре современного искусства уже открыли выставку видеоарта «DRIFT/ДРЕЙФ». Теперь она потеснилась, превратившись в своеобразный сериал (все показывают на одном экране, друг за другом), чтобы дать высказаться и показаться другим. Проект международный, соответственно в нем участвуют не только художники из России, но и из совсем разных стран и континентов (от США до Австралии) – как специально приглашенные, так и отобранные через интернет. Transition (или переходность) все они считают одной из главных характеристик актуальности. О разных смыслах самого этого понятия наперебой – буквально перебивая друг друга – пытаются поведать их произведения (видео, фото, живопись и инсталляции).
Впервые выставка и конференция «In Transition» прошла на Кипре (в Лимассоле) в 2006 году и была организована независимой художественной организацией «НеМе» и Независимым музеем современного искусства. В поле художественного наблюдения попали проблемы миграции (тема, которую этим летом поднял на I Московской международной биеннале современного искусства «Стой! Кто идет?» Московский музей современного искусства) и эмиграции, этнические вопросы, глобальные конфликты и психологическая «неустроенность» отдельного человека┘ Все это – на пересечении культурных традиций, а также разных географий и времен.
Заданная тема распадается на ряд вопросов из разряда почти «проклятых», которые обязательно нужно обозначать, но о решении которых сейчас нельзя высказаться положительно. Кто бы дерзнул поспорить с актуальностью проблем? Однако первое впечатление от экспозиции такое, что представленным проектам тут до невозможного тесно. Кого-то «убрали» в наушники, но оставшиеся все равно «крутят» музыку, щелкают, разговаривают┘
Поисками идентичности (точнее – ее потерей) занялась фотограф Кристиана Солому. Нельзя сказать, чтобы несколько кадров из жизни турецкого населения города Лимассол (Кипр) дали исчерпывающее представление о существовании этих людей. Дети в бедных кварталах – тема исхоженная, поэтому работа превращается в символ «окраинного» выживания вообще. Впрочем, нельзя сказать, чтобы очень запоминающийся в контексте многого, что уже на эту тему сказано. Вопросом о том, как с изменением формы (материала) меняется смысл, озаботилась Татьяна Баданина. Изготавливая бумажную одежду, она составляет вполне очевидную параллель Якову Каждану. Стефанос Павлакис в своей инсталляции читает «вырезанные» из английского словаря глаголы движения и вслушивается в звуки дороги, в гул самолета и т.д. – то есть в само перемещение. Что-то обозначится на перекрестке одного и другого? «Transition» объединяет насущные проблемы с абстрактными размышлениями, переход одних состояний в другие. И спрашивает о том, насколько какой бы то ни было транзит способен провоцировать метаморфозы.
Группа Escape. Сердце Матрешки. |
Знаковая для выставки композиция – разместившаяся в самом начале «мозаика» – презентация проектов разных авторов. Об убийстве Анны Политковской и о том, как парижский бульвар Ланн, где располагается посольство России, стихийно получил второе имя в честь журналистки, рассказала Диан Гюйо. О пустых силуэтах вместо портретов конкретных людей, которых общество отказалось по тем или иным причинам замечать, – Адам Бисчек. О кровавом контуре Афганистана, незаживающем шраме войны – Тед Ефремов┘ Переход через границы или его невозможность. Границы государств, эпох, памяти, стереотипов. Выставка нащупывает траекторию «транзита» (иногда это значит, что нужно хотя бы просто поставить вопрос). А вот метафорой организации экспозиционного пространства, пожалуй, мог бы стать «Плацкарт» Дианы Мачулиной. Полки и стенки напирают друг на друга, так что рассмотреть пассажиров, узнать, кто эти люди, находящиеся в переходном пространстве уже не и еще не, – почти невозможно. Так и считать всю сложность заложенных в понятие transition оттенков весьма проблематично из-за того, что выставленные проекты порой заглушают (в прямом и переносном смысле) друг друга в небольшом пространстве, где им попросту негде развернуться.