Вечер под названием «Парад планет» директором Центрального дома актера Маргаритой Эскиной был задуман давно, но осуществить такое оказалось совсем непросто. И дело не только во внешних обстоятельствах: борьба с чиновниками за Дом Актера, болезнь, усадившая директора ЦДА в инвалидное кресло. Почти невозможно было собрать в один день и в одном месте столько легенд русского и советского театра.
– Театральное небо полно звезд, уже и места не осталось, чтоб новую всадить, а наши герои – не звезды, а планеты. Мы ведь не понимаем, кто останется в веках, а кого через пять лет не вспомнят, как звали. Пусть молодое поколение увидит, на ком стоял и стоять будет российский театр, – сказала Эскина накануне.
Итак, старая гвардия по привычке собралась задолго до начала. Для них не существует пробок и перебоев с транспортом, семейных обстоятельств, плохого самочувствия. Если они – на ногах, то придут, куда назначено и договорено. Татьяна Михайловна Карпова, приехавшая на инвалидной коляске, сказала журналистам, окружившим ее перед началом: «Этот вечер для меня так много значит! Я друзей своих встретила, людей моего возраста, моего круга, это такое счастье! Я уже давно никого не видела┘». Потом она гордо выйдет на сцену сама, отказавшись от коляски, твердо заявив, что насиделась достаточно, и выстоит перед микрофоном, поддерживаемая только коллегой по труппе Театра Маяковского Анатолием Лобоцким («Одного мужчины вполне достаточно┘»). Татьяна Михайловна с большим юмором поведала историю своего утверждения в московском театре. Затем, сделав несколько танцевальных па, сорвала заслуженные аплодисменты и грациозно откинулась на подставленный стул, отбросив в сторону костыль.
Все «планеты» – народные артисты СССР и России – сильно переживали за кулисами, смогут ли они выдержать, соответствовать┘ Сказать, что был аншлаг, – сильное преуменьшение. Обычно такое бывает на открытии сезона, когда все актеры с удовольствием встречаются на Арбате, радуются традиционному «капустнику», друг другу. Тут многим пришлось сесть на ступеньки, мешая прессе снимать.
Зазвучал торжественный марш, и в зал, держась за руки, браво вошли легенды российского театра – народная артистка СССР Ирина Ивановна Масленникова, народная артистка России Татьяна Петровна Панкова, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин, народная артистка России Кира Николаевна Головко, народная артистка СССР Татьяна Михайловна Карпова, заслуженные артистки России Вера Владимировна Гердрих, и Галина Львовна Коновалова, народный артист России Давид Михайлович Лернер.
Лернеру, который когда-то аккомпанировал Лемешеву и Максаковой, – 99 лет. На сцену Дома Актера он буквально вспорхнул, не дав Людмиле Максаковой поддержать его под руки. Эскина рассказала: «Про Лернера в газетах писали, и совершенно справедливо, что он – шпион и диверсант, а зачем он ринулся на Камчатку поднимать там культуру? За это его отблагодарили и на двадцать два года посадили».
Дочь выдающейся певицы и сама – народная артистка России Людмила Максакова, знавшая аккомпаниатора с детства, привела «абсолютнейшее доказательство вторичности материи»: «Какая тогда у нас была материя? Ни денег, ни продуктов┘ только дух! Давид Михайлович – концертирующий пианист: дает пятьдесят концертов в год. Английская королева лично награждает каждого артиста, когда ему исполняется 90 лет. Но мы ведь от Англии отстаем на века, хотя все еще надеемся, что в следующем году Дмитрий Медведев найдет время и приедет поздравить Давида Лернера со столетием».
На предложение ведущей вечера что-нибудь сыграть, Лернер тут же выдал «Ноктюрн» Шопена.
Организаторы не смели и надеяться, что «планеты» будут столь словоохотливы, и подстраховались приветствиями актеров-коллег. Надо сказать, что легенды оказались вполне боеспособны, да ведь многие продолжают и довольно плотно работать.
Масленникова, девяностолетняя профессор Консерватории, скромно рассказала, что в настоящее время трудится только в двух местах: в Консерватории и у Галины Павловны Вишневской: «Это же мало для современного человека!»
Затем Эскина пригласила на сцену актрису «одного из самых элегантных театров, не в обиду другим театрам будет сказано», Галину Львовну Коновалову. К ней с цветами выбежала сияющая Нонна Гришаева. Галина Коновалова, сорок лет прослужившая зав. труппой Вахтанговского театра, жена известного артиста Осенева, замечательная мама, бабушка и прабабушка, стояла на сцене, стройная, с ярким макияжем, ворчливо отмахиваясь от коленопреклоненного Рубена Симонова-младшего. А он признавался ей в любви от всех трех поколений мужчин семьи Симоновых.
«Глупости! – под смех зрителей отрезала Галина Львовна, – Все придумал, и монолог прочитал из «Много шума из ничего». Зураб Соткилава, неожиданно появившийся из-за кулис, пропел в честь высоких гостей и одновременно - участников вечера несколько арий.
Веру Ивановну Гердрих сопроводил на сцену Александр Лазарев. Воззвав к молодежи, сидящей в зале, Лазарев велел как следует смотреть и запоминать, потому что «сегодняшний вечер много даст в жизни и в профессии»:
– Я сегодня чувствую себя совсем молодым актером! Я с этими актрисами (Карповой и Гердрих) играл в спектаклях, учился.
– Вера Ивановна! («Я – здесь!» – звонко откликнулась Гердрих), – я с вами играл «Медею», это надо в одном лице иметь и мужественность, и женственность, чтоб такую Медею показать, – вспомнил Лазарев великий спектакль Николая Охлопкова начала 60-х годов.
После Киры Николаевны Головко, к слову, недавно дописавшей книгу мемуаров, которая застала во МХАТе Качалова и других еще первохудожественников, настал черед одной из «великих старух Малого театра» – Татьяны Панковой. Прозвище это необидное, как сказала Эскина, и с возрастом никак не связанное. Коллега ее по Малому театру народный артист России Василий Бочкарев упомянул, как восторженно отзывается об игре коллег Татьяна Петровна, а себя всегда ругает, и упал перед ней не на одно колено, не на два, как уже сегодня было, а просто распростерся у ее ног. Людмила Титова привела слова Раневской о трепете в театре и рассказала:
– Я как-то за кулисами спросила Татьяну Петровну: «Когда вы перестали волноваться?», и она ответила: «Никогда! Вот стою и волнуюсь!» И служение театру существует! Панкова на спектакле «Свадьба Кречинского» упала, сломала руку, сказала: «Ничего┘», и месяц выходила на сцену с шарфиком, чтобы зритель не заметил.
Панкова и сейчас играет пять спектаклей в месяц.
Наконец, ведущая объявляет выход Владимира Зельдина и Алины Покровской, которая тут же весело сообщила залу:
– Вот он помог мне взойти сюда, а ведь это я должна была сопровождать на сцену Владимира Михайловича! По-разному складываются актерские судьбы в театре, но Зельдина, кажется, любят все, особенно женщины! Женщины любого возраста чувствуют себя рядом с ним тургеневскими девушками.
Алина Покровская и выскочивший из зала Федор Чеханков («Меня тут не планировали, но когда речь идет о Зельдине, я не могу сидеть в зале┘») поблагодарили Владимира Михайловича за подаренный им его лучший спектакль «Учитель танцев» и рассказали, как Зельдин во время гастролей в Улан-Удэ настоял на вводе в спектакль Чеханкова.
Феде Чеханкову в этом году исполнится всего лишь 70 лет, и он, все еще считающий себя учеником, счастлив, что 46 лет находится на сцене рядом со своим учителем.
Владимир Михайлович Зельдин вспомнил, как справляли несколько его юбилеев, процитировал шутки Григория Горина и прочел детское стихотворение, пояснив предварительно, что актер всегда должен сохранять в себе детскость.
Вечер закончился общей фотографией на память.