0
1301
Газета Культура Интернет-версия

24.11.2008 00:00:00

Шепот на веранде

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Лев Додин внес в пьесу О’Нила явно чеховские мотивы. Сцена из спектакля «Долгое путешествие в ночь».
Фото Михаила Гутермана

Свое внимание известный режиссер остановил на этот раз на пьесе Юджина О’Нила «Долгое путешествие в ночь», избавив текст классика американской литературы от претензий на трагедию. Додин ставит семейную драму, насыщая пьесу мотивами из Шекспира и Чехова и удаляя тем самым весьма существенно текст от первоисточника. На этом пути у театра возникли приобретения, но и потери.

Драматургу важно показать, что причина ухода из жизни Мэри Тайрон – гибельная зависимость от морфия, а режиссеру кажется это не столь важным. Мэри Татьяны Шестаковой не наркоманка, а юродивая, попавшая из монастыря, где училась, в жестокий мир, в котором ее сил не хватило на предначертанное самоосуществление. Ей предстояло стать святой, посвятить жизнь Богу и остаться в стенах монастыря, а она влюбилась и вышла замуж за актера, посвятив себя ирландскому выпивохе, ставшему землевладельцем, прагматиком и сквалыгой.

Там, где драматургу важно развить любимую мысль о зависимости судьбы героев от генетики и физиологии, полученной сыновьями в наследство от родителей и прародителей, режиссеру важнее определить не медицинский аспект драмы, а духовный. Кажется, болезни возникают потому, что с каждым случается своя драма нереализации, недовоплощения. И сыновья Тайронов Джейми (Петр Семак) и Эдмунд (Сергей Курышев), не пропускающие возможность влить в себя виски, несчастны, прежде всего потому, что не нашли себя в этом мире, а не потому, что сызмальства отец лечил детей от всех болезней виски.

Джейми пошел по стопам отца: стал актером, но сыну не грозит биография Джеймса-старшего. Не стать ему землевладельцем. Он на лето приезжает в семью, поскольку у него нет денег. Он попивает тайком алкогольные запасы отца, разбавляя зелье водой. И на последний доллар будет веселиться со шлюхами. Младший, Эдмунд Сергея Курышева, проявляет больше воли и независимости, но его подсекает недуг – чахотка. От этой болезни умер отец Мэри. У О`Нила воля героев детерминирована генетическим наследством от отцов, что заменяет у драматурга античный рок. У Додина младший брат Эдмунд тоже на обочине жизни. Он заболевает не потому, что зависит от генетики, а генетика берет свое, поскольку неопрятный образ жизни младшего брата ведет его к драматическому финалу. Так в спектакле возникают вместо о’ниловских мотивов чеховские.

Сценографическое решение Александра Боровского еще больше убеждает в этом. Все действие разыгрывается не в доме, а на веранде, высоко поднятой над землей. Мы не видим самого дома с библиотекой, комнатами, освещенными лучами то восхода, то заката. Лев Додин погружает актеров в атмосферу семейной беды. Особенно это ощутимо в первом акте, когда шепот героев на веранде физически вводит в состояние, в котором пребывает семья Тайронов. Как в доме собирающегося «повеситься» не говорить о веревке? Как жить семье, в которой поселилась смерть? Сказать ли смертельно больному о болезни или утаить это знание, осудить или пощадить ≈ между этими полюсами колеблются чувства героев. На премьере актеры даже слишком зашептывали текст и тем самым не достигали необходимой органики, превращая порой задачу режиссера в его декларацию.

Температура сочувствия в спектакле падала еще и потому, что герои на сцене старше тех, что написаны у О’Нила. Эдмунду 23 года, Джейми старше на 10 лет. Одно дело, когда помираешь от туберкулеза в 20, и совсем другое, когда тебе под 50. И дело совсем не в том, что молодого «жальче», а в том, что осмысление ухода у каждого возраста свое: другие переживания, другие разговоры. В спектакле так распределены роли, что отец Джеймс Тайрон Игоря Иванова вполне может быть старшим братом и Джейми, и Эдмунда. Это возрастное нарушение скорее пагубно действует на спектакль, поскольку подобное смещение предполагает и дальнейшую ревизию пьесы, более кардинальную работу не только по усечению текста, но и по его перелицовке.

Вместе с тем в спектакле Льва Додина, идущего без малого четыре часа и намеренно в аскетичной театральной стилистике, возникают пронзительные сцены. Как Тайрон-старший Игоря Иванова вдруг внезапно дернется, оставив фальшивый оптимизм, и припадет к ногам своей Мэри с мольбой не оставлять их. И вдруг в это мгновение становится отчетливо ясно, что он до сих пор любит жену, что для него невыносима мысль остаться без Мэри. Как и Татьяна Шестакова сыграет свой уход без театрального надрыва, просто и светло. Она отрывается от бренной земли, чтобы предстать перед Девой Марией, которую она подвела, но любит всем сердцем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1481
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
927
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
665
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
920

Другие новости