Для фотовыставки, посвященной самому загадочному русскому хореографу 20 столетия Касьяну Голейзовскому, фонд «Новое рождение искусства» отобрал около 100 работ из уникального собрания Леонида Жданова. Принцип «остановись, мгновенье, ты прекрасно» в отношении балетной фотографии действует не всегда. Репортажной, а тем более постановочной съемке трудно передать внутренний нерв самого эфемерного из зрелищных искусств. Им, безусловно, под силу запечатлеть для потомков общую стилистику балетного спектакля, сценографию, костюмы, технические возможности исполнителя – растяжку, прыжок. Но дать почувствовать особенности пластического языка, его поэтику, интонационную самобытность в фотографии редко кому удается. Для этого необходимо ощущать природу танца подобно чующему весну зверю. Нужно быть с ним одной крови. Леонид Жданов – из таких.
Хореография Голейзовского в полном смысле неповторима. Без живого дыхания Мастера ее невозможно реконструировать. Она жива лишь в памяти видевших оригиналы и самым чудесным образом - в фотографиях Жданова. Окончив в 1946-м Московское хореографическое училище, он 20 лет танцевал на сцене Большого театра. Был не только ведущим, но и «несущим» солистом: в очередь «на руки» уникального партнера стояли все советские примадонны – от Марины Семеновой до Майи Плисецкой. А когда просто танцевать балетных принцев наскучило, Леонид Жданов взял в руки фотоаппарат. Много фотографировал во время гастролей, а потом решился на криминал. В те времена Большой театр приравнивался едва ли не к военному заводу. Никто не имел права проносить сюда фотокамеру. А он проносил (рассказывает с улыбкой) иногда самым пикантным способом. Запечатленные Ждановым мгновения легендарных спектаклей, а главное – таинства репетиций, сегодня не имеют цены.
В начале шестидесятых после 20 лет изгнания в Большой театр вернулся Голейзовский. Они подружились, и до последних дней хореографа Леонид Жданов, по сути, вел летопись его творческой жизни. Как говаривали в старину, они со-чувствовали. Потому, должно быть, фотографу удалось так живо и так тонко рассказать о своем друге – великом художнике и библейском мудреце с глазами шаловливого ребенка. Нынешняя выставка преподносит и сюрпризы, приоткрывая секреты гениальных находок Голейзовского. Их корни. Причем в буквальном смысле. В начале шестидесятых Касьян Ярославович стал счастливым обладателем избушки в деревне Бёхово под Тарусой. Готовил здесь свои рукописи, резал по дереву, то и дело таская из лесу причудливые ветки и коренья. Их чувственным извивам стремился уподобить движения и линии человеческих тел. Не ломая – рассказывая сказки. О том, как поначалу недоуменно слушали эти сказки юные Наталия Бессмертнова или Михаил Лавровский, как волшебно преображались под рукой хореографа-скульптора Екатерина Максимова, Владимир Васильев, как танцует «Нарцисса» Николай Цискаридзе и о многих-многих других чудесных преображениях рассказывают фотографии.
Однако летопись Голейзовского – это лишь малая часть не имеющего аналогов в мире ждановского архива. Для известного танцовщика, а позже – признанного во всем мире педагога фотография стала второй профессией. Изданы 18 персональных альбомов, немалый успех имеют его выставки. Но душа не на месте. К примеру, фотособрание находящегося в Кёльне одного из крупнейших данс-архивов Западной Европы, которым гордятся организаторы и пользуются исследователи всего мира, составляет 160 тысяч единиц. Архив Жданова - это 400 тысяч в большинстве своем уникальных документальных и художественных свидетельств эпохи. На этих фотографиях – мировая слава России. Та, что не зависит от колебаний политического курса и курса доллара. Однако очень зависит от времени. Век негатива короток, и без современных технологий наши великие рискуют остаться танцующими в темноте.