В марте прошлого года виолончелист-классик Денис Шаповалов удивил московскую публику, выступив в новом амплуа и представив премьеру своего шоу «Night Streets» («Ночные улицы»). Вместе с ним на сцене находились ещё 10 академических и рок-музыкантов. С тех пор, в течение полутора лет велась работа в студии, где виолончелист записывал свои композиции, самостоятельно играя почти на всех инструментах – виолончели, клавишных, электро- и бас-гитарах. И наконец-то в концертном зале «МИР» состоялась презентация альбома «Above the Earth» («Над землей»). По словам автора, по мере продвижения студийной работы концепция альбома трансформировалась и оказалась значительно более глобальной, чем настроения ночного города.
Ощущение полета, которое Шаповалов искусно передает своей музыкой, стало визитной карточкой автора: композиции «Визит в небе», «Над городом», «Уплывая вдаль» помогают слушателю оторваться от городской суеты и воспарить над землей. Вероятно, здесь и кроется пересечение названий шоу и альбома.
Концертная версия диска включала также роковые и джаз-роковые композиции – «Ночные улицы», «Рок Фан», «Двери», которые были исполнены с настоящим драйвом и продемонстрировали виртуозность, слаженность и высокий профессионализм всех участников концерта.
В двух сольных пьесах, где Шаповалов оставался один без своей команды, на первый план выходила его способность привлечь и заворожить слушателя проникновенным звучанием сольной виолончели. Сказывалась серьезная исполнительская практика классического музыканта – в зале не было ни шороха, и все слушали, затаив дыхание.
Мультимедийность формировалась, в том числе благодаря световым эффектам и видео. Здесь возникали некоторые шероховатости: свет слепил зрителей, сильно отвлекая от музыки, а артисты в глубине сцены иногда просто тонули в избытке густого тумана.
Автором видео-ряда выступила известный сценограф Ольга Кумегер. Соединение компьютерной графики с живыми съемками концерта стали основой видео-композиций, которые создавались в режиме реального времени. Однако не весь визуальный ряд органично соответствовал звучащей музыке, и иногда настроения основных составляющих шоу заметно отличались друг от друга. Возможно, это была проблема двух художников с индивидуальным видением, встретившихся в одном арт-пространстве. А возможно, период эксперимента Шаповалова еще не закончен, и он все еще в поиске удачных образов для своей музыки.
Тем не менее, большая часть визуально-музыкальных композиций все же вела к пониманию основной мысли шоу: человек, живущий в состоянии вечного стресса, уже давно не принадлежит себе и почти перестал быть единицей, слившись с толпой, бегущей к пропасти. Автор призывает слушателя вырваться из этого безумного мира и задуматься, обратиться внутрь себя и стать самим собой, пока не поздно.
Глобальные смыслы, затронутые автором в его шоу, близки и понятны каждому, но плохо доступны толпе. Своей музыкой Шаповалов обращался к слушателю лично, стремясь поделиться своим пониманием не со всеми, но с каждым.
Завтра музыкант станет говорить о том же самом, но с академической сцены и словами других авторов, и возможно, посетив шоу «Ночные улицы» в зале «МИР», слушатели захотят прийти в Консерваторию и послушать Шаповалова-классика.