"Доисторические" синтезаторы маэстро Жарра. (Фото представлено организаторами)
17 октября в Кремле состоялась московская премьера новой программы французского композитора Жана-Мишеля Жарра. Несмотря на то, что концерт базировался на одном из первых альбомов мастера электронной музыки "Oxygen", это был совершенно "новый", незнакомый зрителю Жарр, без лазеров и спецэффектов: Жарр композитор и виртуозный исполнитель.
Говорят, что порой воздух бывает настолько густой, что его можно осязать. Так и звук на концерте мастера электронной музыки Жан-Мишеля Жара можно было при желании буквально «потрогать» руками – настолько плотно зал в Кремле был насыщен голосами двух десятков синтезаторов.
Давным-давно, когда мне впервые в жизни дали послушать композиции Жара, то сказали, что ЭТО надо обязательно слушать в наушниках – лучше воспринимается. Первое впечатление было – как такое вообще можно придумать и как сыграть? Потом уже знающие люди пояснили, что все это магия сведения звуков и «живьем» это не сыграть. Оказалось, что сыграть, да еще как! Для полноты звукового рисунка маэстро потребовались помощники, но он сам выполнял, пожалуй, половину работы, используя одновременно 5-7 электронных устройств, среди которых был и терменвокс: по словам Жара – первый электронный музыкальный инструмент.
Перед тем как погас свет, глянул на партер - и стало грустно: в зале оказалось много свободных мест. Но потом зал заполнился почти до отказа. На концерте был замечен московский мэр Юрий Лужков. Как известно, по его приглашению, Жарр выступал на Воробьевых горах, где 10 лет назад собрал 3,5 миллиона человек.
Поразил непривычный для размаха Жарра «аскетизм» оформления: ни лазерных установок, ни новомодных сканеров и прочих устройств визуального восприятия. Как пояснил сам исполнитель в довольно длинной вступительной речи, эта программа создавалась именно для слушателей, для восприятия звука. Композитор расписался в своей любви вообще к России и к Москве в частности, сказав, что Россия является местом его вдохновения и родиной множества талантов в разных областях искусства. Далее он пояснил, что все композиции будут исполняться на инструментах прошлого века – аналоговых синтезаторах, имеющих неповторимое звучание. И действительно, сцена была уставлена громоздкими в деревянных корпусах инструментами, а на заднем плане красовались два исполинских размеров вертикальных пульта, которые с виду были больше похожи на пульт ядерной электростанции, чем на устройства для обработки звука. «Это все должно прогреться», - пояснил Жарр. Из чего можно сделать вывод о присутствии электронных ламп и больших транзисторов в древних синтезаторах и усилителях.
Когда все это прогрелось и наконец зазвучало, эффект был непередаваемый, хоть и скрадывался довольно средней акустикой зала. И все же маэстро не решился полностью отказаться от визуализации своих композиций, несмотря на то, что наблюдение за тем как Жарр «скачет» меж инструментов само по себе производило большое впечатление. Чтобы зрители могли лучше рассмотреть технологию исполнения, над блоком инструментов укрепили под углом огромное подъемное зеркало. Очень скромно, но точно, с точки зрения оформления звукового ряда, были подобраны световые эффекты, воспроизводимые настроенными прожекторами. Казалось бы: элементарный прием с мультимедийным проектором и большим экраном оказался довольно гармоничным, иллюстрируя одну из композиций черепом с обложки диска «Oxygen» во всех ракурсах. На «бис» Жарр исполнил одну композицию сам, без помощников и еще одну всем «оркестром».
Музыка Жарра наполнена огромным количеством различных звуков – не простых шумовых эффектов, а именно звуков, где каждому строго прописано свое место. И все это гармонично соединено при помощи основной музыкальной темы, ведомой 4-5 инструментами одновременно. Если дать каждому звуку инструмент и исполнителя, то, вероятно, получился бы очень внушительный оркестр. То есть Жарр в данном случае представил нам как звучит и выглядит классическая электронная музыка со всем богатством оттенков и полутонов. Концерт показал, что в музыке Жара каждый раз можно найти для себя что-то новое, что-то, чего ты не слышал доселе, «затерев» компакт-диск до дырок дома. В общем вывод такой: все это надо не видеть, а слушать и слышать.