Пост сдал...
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Представив две премьеры в одной программе, «здравствуй и прощай» будто бы хором сказали Большому балету два худрука. И дело не просто в том, что постановщик Большого классического па из балета «Пахита» Юрий Бурлака через полтора месяца примет административную эстафету у хореографа «Русских сезонов» Алексея Ратманского. А в том, что эстафета эта, похоже, действительно будет лишь административной: смену художественной ориентации последняя балетная премьера уходящего года продемонстрировала наглядно.
Большой театр стал второй труппой, включившей в репертуар «Русские сезоны» Ратманского. Впервые он поставил эту одноактовку в июне 2006-го для Нью-Йорк Сити Балле. «Русские сезоны» Леонида Десятникова – 12 связанных с православным или земледельческим календарем фантазий для скрипки, сопрано и струнного оркестра на основе народных песен Псковской, Смоленской и Тверской областей.
«Русские сезоны» Ратманского – размышления о России человека, лишенного комплекса неполноценности и болезненного синдрома патриотизма. Женскую судьбу этой земли он, космополит, хорошо знает и глубоко чует. Языком ультрасовременным говорит о ней страстно и иронично. Еще так недавно бесконечно шпыняемые за неприятие современной хореографии, сегодня московские артисты азартны, вдохновенны, легки и сильны. Они хотят. Они могут. И зритель наслаждается вместе с ними. В спектакле нет литературного сюжета, но определенно есть сюжет эмоциональный. Шесть танцующих пар отличают друг от друга не только цвета костюмов. Их по-разному окрашивает характер каждой солистки. Индивидуальности Светланы Захаровой, Натальи Осиповой, Екатерины Шипулиной, Анны Ребецкой, Екатерины Крысановой, Анны Никулиной для Ратманского крайне важны. Но лишь в едином ансамбле. Даже финальный выход Захаровой-невесты в нездешне белом подвенечном платье не выдает в ней примадонны.
Для ревнителя классических канонов Юрия Бурлаки, напротив, центр и смысл балета – балерина. Сильные стороны первой танцовщицы важны для того, чтобы выделить, возвысить ее над остальными. Неудивительно поэтому, что он решил вернуть в репертуар Большого театра «Пахиту». Впервые балет на музыку Эдуарда Дельдевеза по мотивам «Цыганочки» Сервантеса в 1846 году на сцене парижской Оперы поставил Жозеф Мазилье. Спустя полтора года недавно обосновавшийся в России Мариус Петипа показал свою «Пахиту» в Петербурге, а еще через год с небольшим – в Москве. В 1881-м для примы Мариинского театра Екатерины Вазем маэстро создал новую версию, добавив танцы на музыку Людвига Минкуса. Тогда-то и родилось блистательное свадебное Гран-па, венчавшее запутанную историю об украденной цыганами дочери благородных родителей. Когда все сюжетные перипетии наконец разъяснились и каждому воздалось по заслугам, Петипа вздохнул с облегчением и всецело отдался танцу, окружив виртуозную бенефициантку лучшими из лучших балерин труппы и сочинив, как оказалось, шедевр на все времена. Трехактный блокбастер давно позабыт. Из ног в ноги удалось передать лишь Гран-па, детские мазурку и полонез, а также па-де-труа из 1-го акта. Они и составили Большое классическое па, исполняемое как самостоятельный одноактный балет.
Сцена из балета «Русские сезоны». Фото Дамира Юсупова/Большой театр |
Многолетние архивные изыскания позволили Бурлаке восстановить, насколько возможно, оригинальную композицию Петипа и максимально использовав вариации, когда-либо исполнявшиеся в «Пахите». Ведь для балерины и каждой из окружавших ее солисток Петипа создавал маленькое чудо, так что каждая могла блеснуть не только дареными бриллиантами, но и перлами своего таланта. Собрав 12 вариаций, будущий худрук дал понять, как высоко оценивает потенциал вверенного ему коллектива. Но премьера вернула на землю: само по себе включение «Пахиты» в афишу еще не гарантия качества. Парадокс: труппа Большого неожиданно проиграла в классике. Рядом с искрометными и пронзительными «Русскими сезонами» это как-то особенно заметно, что лишний раз заставляет задуматься о судьбе балетов Ратманского на главной сцене страны. Вот и будущий худрук Юрий Бурлака в премьерном буклете недвусмысленно заявляет, что желал бы видеть «Пахиту» в рамках строго классического вечера. В самом деле, у них своя свадьба...