0
1568
Газета Культура Интернет-версия

17.11.2008 00:00:00

У них своя свадьба, у нас – своя

Тэги: балет, премьера


балет, премьера Пост сдал...
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)

Представив две премьеры в одной программе, «здравствуй и прощай» будто бы хором сказали Большому балету два худрука. И дело не просто в том, что постановщик Большого классического па из балета «Пахита» Юрий Бурлака через полтора месяца примет административную эстафету у хореографа «Русских сезонов» Алексея Ратманского. А в том, что эстафета эта, похоже, действительно будет лишь административной: смену художественной ориентации последняя балетная премьера уходящего года продемонстрировала наглядно.

Большой театр стал второй труппой, включившей в репертуар «Русские сезоны» Ратманского. Впервые он поставил эту одноактовку в июне 2006-го для Нью-Йорк Сити Балле. «Русские сезоны» Леонида Десятникова – 12 связанных с православным или земледельческим календарем фантазий для скрипки, сопрано и струнного оркестра на основе народных песен Псковской, Смоленской и Тверской областей.

«Русские сезоны» Ратманского – размышления о России человека, лишенного комплекса неполноценности и болезненного синдрома патриотизма. Женскую судьбу этой земли он, космополит, хорошо знает и глубоко чует. Языком ультрасовременным говорит о ней страстно и иронично. Еще так недавно бесконечно шпыняемые за неприятие современной хореографии, сегодня московские артисты азартны, вдохновенны, легки и сильны. Они хотят. Они могут. И зритель наслаждается вместе с ними. В спектакле нет литературного сюжета, но определенно есть сюжет эмоциональный. Шесть танцующих пар отличают друг от друга не только цвета костюмов. Их по-разному окрашивает характер каждой солистки. Индивидуальности Светланы Захаровой, Натальи Осиповой, Екатерины Шипулиной, Анны Ребецкой, Екатерины Крысановой, Анны Никулиной для Ратманского крайне важны. Но лишь в едином ансамбле. Даже финальный выход Захаровой-невесты в нездешне белом подвенечном платье не выдает в ней примадонны.

Для ревнителя классических канонов Юрия Бурлаки, напротив, центр и смысл балета – балерина. Сильные стороны первой танцовщицы важны для того, чтобы выделить, возвысить ее над остальными. Неудивительно поэтому, что он решил вернуть в репертуар Большого театра «Пахиту». Впервые балет на музыку Эдуарда Дельдевеза по мотивам «Цыганочки» Сервантеса в 1846 году на сцене парижской Оперы поставил Жозеф Мазилье. Спустя полтора года недавно обосновавшийся в России Мариус Петипа показал свою «Пахиту» в Петербурге, а еще через год с небольшим – в Москве. В 1881-м для примы Мариинского театра Екатерины Вазем маэстро создал новую версию, добавив танцы на музыку Людвига Минкуса. Тогда-то и родилось блистательное свадебное Гран-па, венчавшее запутанную историю об украденной цыганами дочери благородных родителей. Когда все сюжетные перипетии наконец разъяснились и каждому воздалось по заслугам, Петипа вздохнул с облегчением и всецело отдался танцу, окружив виртуозную бенефициантку лучшими из лучших балерин труппы и сочинив, как оказалось, шедевр на все времена. Трехактный блокбастер давно позабыт. Из ног в ноги удалось передать лишь Гран-па, детские мазурку и полонез, а также па-де-труа из 1-го акта. Они и составили Большое классическое па, исполняемое как самостоятельный одноактный балет.


Сцена из балета «Русские сезоны».
Фото Дамира Юсупова/Большой театр

Многолетние архивные изыскания позволили Бурлаке восстановить, насколько возможно, оригинальную композицию Петипа и максимально использовав вариации, когда-либо исполнявшиеся в «Пахите». Ведь для балерины и каждой из окружавших ее солисток Петипа создавал маленькое чудо, так что каждая могла блеснуть не только дареными бриллиантами, но и перлами своего таланта. Собрав 12 вариаций, будущий худрук дал понять, как высоко оценивает потенциал вверенного ему коллектива. Но премьера вернула на землю: само по себе включение «Пахиты» в афишу еще не гарантия качества. Парадокс: труппа Большого неожиданно проиграла в классике. Рядом с искрометными и пронзительными «Русскими сезонами» это как-то особенно заметно, что лишний раз заставляет задуматься о судьбе балетов Ратманского на главной сцене страны. Вот и будущий худрук Юрий Бурлака в премьерном буклете недвусмысленно заявляет, что желал бы видеть «Пахиту» в рамках строго классического вечера. В самом деле, у них своя свадьба...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
813
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
918
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
563
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
660

Другие новости