Хореограф Франсуа Верре, открытый для Европы Авиньонским фестивалем, был приглашен со своим спектаклем «Без возврата» в Москву, чтобы открыть российский фестиваль NET.
Постичь состояния свободы у Верре немыслимо без риска, опасности. Кажется совсем не случайным припадение французского хореографа к таким литературным источникам, в которых битва человека и стихии достигает высшего напряжения, граничащего с безумием. Мало того, что за основу берется роман «Моби Дик» Германа Мелвилла, так еще и в интерпретации американского поэта Чарльза Олсона. Верре вдохновляет одержимость капитана Ахава, потерявшего ногу в схватке с белым китом, и преследующего кашалота, чтобы поставить свою победную точку в битве с морским Левиафаном. Но Верре вдохновляет ещё и творческая свобода Мелвилла, помноженная на поэтическую ≈ Чарльза Олсона, которому свойственна ностальгия по эпохе ранних поселенцев Америки, романтизму морских волков первых поколений Нового света.
Верре в своей хореографии словно оставляет право только тем, кто одержим, кто без цели идет на грозу, кому жизнь не жизнь, если нет угрозы дыханием небытия.
С первой же сцены мы ощущаем то море, которое может стать саваном для каждого, кто отважится выйти в его просторы. Создается искусная визуальная иллюзия: горизонт в спектакле ≈ плотный туман, в теле которого то барельефно выступают неясные объекты, то исчезают в молочной мгле. Ветер, треплющий всё и всех, кто решится преодолевать изменчивую и непредсказуемую водную стихию, хореограф и танцоры выразят в искусном танце. Порывы ветра, идущие от огромного турбинного вентилятора, установленного откровенно на сцене, будут сносить каждого, ломать буквально фигуры пополам, играть телами как великан играл бы лилипутами. Снова и снова между тем эта беззащитная перед стихией стайка безумцев будет подниматься и идти точно так же навстречу равнодушной силе природы.
Блюзовый вокал негритянки Дороте Нингабире Муньянеза (на стихи Олсона), сопровождающий действо, создает эпический эффект. Словно она из небытия мощью своего голоса вызывает прошлое, погребённое ли в пучине вод морских, либо «голосит» о чудом уцелевших. Архаика и новейшее время причудливо срастаются.
Современному танцу в случае с «Компании Франсуа Верре», как и полагается, не нужна фабула, но в отличие от многих приверженцев этого направления, спектаклем «Без возврата» управляет сила переживания одного чувства ≈ вызова судьбе без объяснения причин и следствий, без «зачем» и «почему». Стоит только задать подобный вопрос -═и тогда не сможешь выходить в море и охотиться на Моби Дика.
Совсем другое переживание возникает у зрителя, который попадает в «Интимную историю» британского актера Джейка Олдершоу. Поначалу кажется английской эксцентрикой предуведомление, что спектакль идет 8 минут и только для одного зрителя. Главное начинается потом. Для уединения со зрителем организаторами NET и театром был выбран один из залов Музея им. М.Н. Ермоловой. Вас любезно встречают устроители перед назначенным лично для вас временем. Предлагается на выбор один из пяти сюжетов, в котором вы примите участие: 1. Музыка и юмор, изменившие любовь. 2. Мэр страсбургских страстей. 3. Обнаружение страха в животе 4. Каково это, когда на тебя смотрят. 5. Стать королем (когда-то я мечтал). Я выбрала пятый сюжет - как мне показалось, самый безопасный, а потом интересно помечтать вместе с англичанином о том, как он или мы будем вместе править королевством хотя бы 8 минут.
Однако разыгрался совсем другой сценарий. Вас провожают в зал, что на втором этаже. Полумрак. Звучит вживую рояль. В центре на полу лежит красная подушечка. Тебе предлагается сесть лицом к зашторенным окнам. За твоей спиной раздается голос актера, который, приближаясь к вам, поет балладу о любви. Он сначала присаживается, не прекращая вокала, а потом ложится рядом, предлагая и вам прилечь к его груди и послушать, как бьется его сердце. Признаться, к такому повороту и сюжета, и собственного тела я была не готова. Испугавшись, что меня разыгрывают, пришлось нарушить предложенную идиллию и переспросить актёра, точно ли он хочет именно таких действий. Неловко развернув фигуру, в некотором смущении, вызвав смех моего короля, я все-таки отважилась послушать сердце благородного англичанина. К тому же в предложенном сюжете ничего не говорилось о королеве, а только о короле. Буду верноподданной до конца. Так мы оказались лежащими вдвоем на полу: я слушала песню о любви до гроба и стук благородного сердца. Потом мы танцевали, а потом для меня одной (так хочется думать, хотя именно этот сюжет в тот день пользовался особой популярностью) был открыт занавес, и на стене возникла видео проекция бирмингемского замка. А потом меня нежно проводили до дверей.
Так за 8 минут я побывала в Англии с королем или с тем, кто им мечтал быть.