Парадный подъезд центра Вишневской.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
К юбилею Гоголя Центр оперного пения Галины Вишневской представил премьеру спектакля-фантасмагории «Женитьба и другие ужасы». По сути – это легкий, непретенциозный дивертисмент, где появляются герои разных опер на гоголевские сюжеты.
Идея Галины Вишневской ясна. Сочинения по Гоголю составили пласт в русской опере – от экспериментальной «Женитьбы» Мусоргского до «Мертвых душ» Щедрина. Добавим «Черевички» Чайковского, «Майскую ночь» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского, «Нос» Шостаковича и получим особенный мир, наполненный, с одной стороны, искренней и глубокой лирикой, с другой – юмором, иронией, гротеском, сатирой, каких на оперной сцене еще не было да и не будет. Все это потенциальные оперные артисты (а центр готовит именно артистов, а не просто учит вокальному мастерству) должны непременно освоить.
Выбрать для постановки одну оперу – значит, упустить прелесть и ценность другой. «Женитьба», например, не дописана Мусоргским; упустить ее – значит, упустить живое гоголевское слово. От вполне оправданной творческой жадности Галина Павловна объединила наиболее показательные фрагменты из многих опер.
В качестве режиссера пригласили Владимира Мирзоева, известного радикальными трактовками Гоголя в драматическом театре. Мирзоев свое имя с программки снял, хотя его рука в этой постановке заметна. Мирзоев, очевидно, ставил «Женитьбу» (первый акт настоящего спектакля) и придумал завершение всего спектакля, когда обезумевшие герои появляются в сцене «На окраине Петербурга» из «Носа» (где неистово кричат «Бублики, бублики!»), а затем приходят в себя, и действие переходит в сцену «Поезд Овсеня и Коляды», которая решена здесь в христианских тонах (дабы зритель в круговороте «других ужасов» вспомнил, что Гоголь – русский писатель православных традиций).
К первому действию «Женитьбы» Мусоргского присоединен Гопак из «Майской ночи» Римского-Корсакова, где вокруг Подколесина (Константин Пурилкин), сидящего на кровати, буйствуют сваха (Инна Звеняцкая), Кочкарев (Максим Сажин) и девочки в ночных сорочках – призраки будущей жены. Слабовольный Подколесин пал жертвой свахи и своего друга Кочкарева: его сперва в буквальном смысле слова охомутали (длинная веревка обмотана вокруг шеи), затем спеленали и вынесли из дома.
Во втором действии мы словно попадаем в самое начало второго акта «Женитьбы» – там, где Агафья Тихоновна играет в карты и мысленно составляет желанный образ жениха. Так, с фразой «Ах, если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича┘» она и засыпает, после чего видит Вакулу (Сергей Поляков), Солоху и Беса (Инна Звеняцкая и Юрий Баранов) из «Черевичек», видит влюбленную Парасю (Анастасия Привознова) и наблюдает за отношениями Хиври и Учителя (Наталья Боброва и Дмитрий Иогман) из «Сорочинской ярмарки», слышит песню Левко и его дуэт с Ганой (Василий Гафнер и Виктория Перминова).
Из этого калейдоскопа гоголевских оперных персонажей особенно удачно сложился дуэт Хиври и Учителя: Наталья Боброва и Дмитрий Иогман, кроме того, что были безупречны в вокальном мастерстве, разыграли юмористическую сценку именно в гоголевском духе – худосочного стесняющегося интеллигента, обливающегося потом только от взгляда на прелести своей партнерши, и умудренную опытом бабенку, которая словно невзначай заигрывает с Учителем.