Этого выступления московская публика ждала давно – в прошлом сезоне концерт Вадима Репина и Николая Луганского был отменен – и поглощала жадно. Музыкантов пять раз вызывали на бис, те исправно выдавали скрипичные миниатюры, правда, из-за усталости исполнены они были скорее «на автомате», чем с полной музыкантской отдачей.
Чего не скажешь об основной программе. Три масштабные сонаты – Дебюсси, Франка и «Крейцерова» Бетховена - классика скрипичного репертуара, проверка музыкантов на профессионализм, мастерство и выдержку. В отсутствии последних Вадима Репина и Николая Луганского упрекнуть сложно. Оба – наследники крепкой российской (советской) школы, уже покорили концертные площадки мира. Особенно преуспел, конечно, Репин, чей незаурядный талант разглядел в свое время Захар Брон, он же затем способствовал отъезду своего ученика за запад.
Сегодня Репин совершенно заслуженно относится к числу топовых скрипачей планеты, а потому каждое его возвращение на родину особенно приветствуется российской публикой. К числу музыкантов, с которыми скрипач играет в ансамбле – звезды с мировым именем. Он записывает диски с оркестром Венской филармонии и Рикардо Мути, играет в дуэте с Мартой Аргерих. Его партнер в нынешнем большом камерном проекте (а московский концерт лишь маленькая часть грандиозного турне) – пианист Николай Луганский, известный прежде всего умным и предельно аккуратным подходом к интерпретации, что позволило ожидать крепкого традиционного исполнения и надеяться на откровение. Первое случилось, второе – к сожалению, нет.
Безусловно, стоит отметить отличный ансамбль: Репин и Луганский чувствуют малейшее отклонение, малейшую импровизацию друг друга, но поймать ощущение абсолютного слияния, когда музицирование переходит на какой-то новый уровень, когда слушатель воспринимает звучащее не как сотворчество нескольких личностей, а как единый богатый мыслями и образами организм, Репину и Луганскому в этот вечер не удалось. Может быть, день был не тот, или настроение, (а это в дуэтах очень важно), быть может не столь заметные, но все же присутствующие неточности в тексте помешали.
Дуэт Репина и Луганского в этот вечер был голосом «штурм унд дранг» - драматические части всех сонат были исполнены высокой патетики и прозвучали на особенном подъеме, моменты созерцания и отрешенности в сонатах Дебюсси и Франка прозвучали с известной долей экзальтации, в то время как в средней пасторальной части бетховенской сонаты огонек периодически пропадал, и появлялись лакуны скуки.