Под конец назначенного на октябрь Фестиваля бразильской культуры в Москве его живописная часть открылась на площадке Государственного центра современного искусства. За бразильскую живопись своей «Ретроспективой» отчитывается Карлос Брашер.
Исходя из данности, Карлос Брашер вошел в десятку наиболее именитых художников Бразилии 70-х и был утвержден в этом статусе премией «Destaques Hilton de Pintura» 1980 года. До этого, в 67-м, его творчество было отмечено призом и двумя годами стажировки в Европу, кои он провел преимущественно в Париже. В 2006-2007, ставя полувековую отметку в своей деятельности, Карлос Брашер изготовил живописную серию «Бразилиа Браше», посвященную столице и архитектуре знаменитого Оскара Нимейера - плюс книгу и фильм на ту же тему. Однако это для сведения.
Исходя же из увиденного, серии о столице Бразилии недосчитываешься. Вниманию пришедших - несколько портретов и целый строй пейзажей, среди которых львиную долю занимают виды Оуро Прето (или Ору-Прету). Там Брашер живет и работает с 1971. В пресс-релизе к выставке читаешь слова Брашера: «Жизнь без страсти - мгновение, пустяк. Страсть дает удовольствие и гордость завоеваний». Этим хочется вдохновиться, обжечься, но - увиденное оставляет абсолютно равнодушным.
Может, дело в составе работ. С первого же пейзажа становится ясно, что страсть и экспрессия - это буйство красок, претендующих, видимо, сложиться в сильное (где-то останавливая взгляд своей яркостью, где-то нарочито разведенной цветной грязью) переживание от того или иного вида. Причем чем ближе к сегодняшнему дню, тем более абстрактное впечатление оставляют по себе излияния этой экспрессии. Если, к примеру, темная зеленовато-синеватая картина называется «Церковь Св. Франциска и Павла. Сумерки» (1968), то понятно, что ключевое слово здесь - последнее, ради которого и было все сделано. Но когда один за другим идут виды Оуро Прето, многие из которых даже запечатлены с одной и той же точки, становится скучно. Потому что за колористическим разгулом следует, вернее, как раз не следует никакого острого высказывания, ожидаемого от экспрессионизма (будь то конкретное историческое направление, будь то экспрессивная вещь в искусстве любого мастера, будь то Эль Греко или кто угодно еще). И весь пыл, пытающийся обрушиться на зрителя с этих холстов, попросту уходит в песок┘