Леклезио пишет о тех, кто вне «правящей цивилизации».
Фото Reuters
В четверг, 9 октября, на пресс-конференции в Шведской академии объявлен лауреат Нобелевской премии по литературе за 2008 год. Им стал Жан-Мари Гюстав Леклезио. Эту награду писатель получил за открытие «новых направлений, поэтических приключений, чувственного экстаза», как «исследователь человечества вне правящей цивилизации».
Нобелевскую премию по литературе за сотню с лишним лет ее существования критиковали за многое: и за предельно идеологическую направленность, и за невнимание к неевропейским литературам (например, к многовековой азиатской), и за несопоставимо большой коэффициент награжденных скандинавов, и за отсутствие в списке лауреатов многих достойных премии писателей. В последние годы эксперты называют практически одних и тех же лиц. Различаются только ставки букмекерских контор и комбинации фамилий. В этом году в числе возможных претендентов назывались перуанец Марио Варгас Льоса, арабский поэт Адонис, израильтянин Амос Оз, британский индус Салман Рушди, американец Филипп Рот и многие другие.
Кстати об американцах: секретарь Шведской академии Хорас Энгдаль в начале финальных дискуссий жюри страшно обидел литературу США, высказавшись где-то насчет ее замкнутости и как следствие – второстепенности по сравнению с литературой Старого Света. Директор американского Национального книжного фонда Аугенбраум, естественно, вспылил и пообещал выслать Энгдалю список американской литературы, дабы восполнить его читательский кругозор.
После этой истории многие решили, что американцам премии не видать. Так и случилось: золотую медаль, диплом Шведской королевской академии и 10 миллионов шведских крон 10 декабря получит не американец, а настоящий представитель доброго Старого Света – француз Жан-Мари Гюстав Леклезио (Jean-Marie Gustave Le Clezio). Жан-Мари родился в Ницце 13 апреля 1940 года. Отец англичанин, мать – француженка. Первый свой роман – «Протокол» – Леклезио написал в 23 года, получил за него премию «Ренодо». Кроме того, он лауреат премии Поля Морана. Леклезио – типичный писатель-реалист XIX века, его волнует «маленький человек», его беспомощность и угнетенность. Путешествуя по Мексике и Панаме, он некоторое время жил среди индейцев. Потом много писал о них, называя «последними свободными людьми». Опубликовал более 30 книг – романов, сборников новелл, переводов мексиканских мифов. Самая известная его вещь посвящена Фриде Кало и Диего Ривере, она написана в 1993 году, через 10 лет после выхода книги появился фильм «Фрида» (в главных ролях Сельма Хайек и Антонио Бандерас).
Французское агентство France Press уже называло его в качестве возможного обладателя Нобелевской награды. Вообще шведы Леклезио любят – совсем недавно они присудили ему премию Стига Дагермана.
Теперь о тех, кто не получил. Одним из самых вероятных кандидатов на Нобеля многие называли Салмана Рушди. Автора знаменитых «Сатанинских стихов». Нет ничего удивительного, что он премии не получил и, по-видимому, не получит никогда. В Скандинавии хорошо помнят «карикатурный скандал», а что началось бы в Стокгольме (и не только), получи Рушди эту премию, даже страшно себе представить.
Не получили (и это, безусловно, радует) премию Харуки Мураками и Джоан Роулинг. Последняя ее заслужила, конечно, хотя вряд ли бы заметила и отнеслась к награждению всерьез. Она сама может какую угодно премию учредить. И ее-то знают в мире.
Итак, Леклезио. Добротный писатель, в России известен, не скандалист. На церемонию – в отличие от, например, Эльфриды Елинек – скорее всего явится. Не самый худший выбор шведских академиков, хотя сознательно, скажем так, безобидный. Вот только американцы могут обидеться, но их предупреждали и на следующий год, возможно, простят им их «замкнутость».
Такие вот поэтические приключения маленького человека со счастливым концом. Конечно, не «история идиота» (см. на этой же странице, только чуть выше), но все равно радует.