0
1172
Газета Культура Интернет-версия

07.10.2008 00:00:00

Джаз как исключительное увлечение

Тэги: кролл, джаз


кролл, джаз Олег и Анатолий Кроллы/ Фото с сайта krolljazz.ru

Анатолий Ошерович Кролл родился в 1943 году в Челябинске, окончил Челябинское музыкальное училище по классу фортепиано. Профессиональную деятельность начал в 15 лет как пианист и руководитель эстрадных ансамблей в Челябинской и Ульяновских филармониях. Кролл был самым молодым дирижером того времени. Под его руководством выступали Государственный эстрадный оркестр Узбекистана, Джаз-оркестр Тульской филармонии, Эстрадный оркестр «Современник» при «Росконцерте», Большой джаз оркестр «МКС биг-бенд». Он работал в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх», которые признавались лучшими музыкальными фильмами года. В 2002 году Кролл создал ансамбль «Мы из джаза» к 20-летию выхода на экраны фильма. С 2003 года руководит оркестровым классом на кафедре джазовой музыки Российской академии музыки имени Гнесиных.

– В этом году вы отмечаете 50-летие своей творческой деятельности. У вас такой солидный рабочий стаж при еще не вполне солидном возрасте (что такое 65 лет для для мужчины?)...

– Да, я, как говорят, из ранних┘. Все началось с эвакуации, когда семья переехала во время войны в Челябинск. Одним из первых предметов в нашем доме появилось пианино. Наверно родители надеялись, что старший брат, который был чрезвычайно музыкально одаренным, сможет стать музыкантом. Но его судьба распорядилась по-другому, а вот я с 4-х лет начал проявлять интерес к инструменту, извлекал какие-то звуки. С появлением радио в доме я, как мог, воспроизводил услышанное, что чрезвычайно забавляло друзей моих братьев. Они поворачивали меня спиной и извлекали из пианино ноты, аккорды, а я должен был их в точности повторить, что делал на удивление легко. В 6-7 лет я уже играл отрывки из оперетт Кальмана и мог аккомпанировать маме, которая обожала оперетту. В музыкальную школу меня привел папа, естественно, на фортепиано. Но грозный дядя, оказавшийся директором школы, вывел папу в коридор и сказал: «Этот мальчик должен учиться на скрипке». Папа не смог в тот момент ему ничего возразить, но его обуял тихий ужас. Дело в том, что мы снимали дачу на лето в челябинском лесу, и у наших соседей была маленькая дочка, которая целый день пилила на скрипке. Мои родные решили, что они с ума сойдут, если такое будет и в нашем доме! Пришлось упрашивать музыкальную школу, но директор с тех пор стал, мягко говоря, моим неприятелем. Когда я уже учился в музыкальном училище, меня за увлечение западной музыкой быстренько исключили. Секрет был прост: директор был сам педагогом по скрипке и решил себе заполучить способного ученика.

– Откуда взялось ваше увлечение джазом? Ведь время вашей юности было суровым. Это ведь оттуда: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».

– Да, я застал все периоды: я родился и жил при Сталине, Хрущеве, Брежневе и т.д. Но первую награду мне вручал президент Путин. И я ему сказал: «Вы, Владимир Владимирович, вернули джазовым музыкантам профессиональный статус. Может, вы даже об этом не задумывались, но только сейчас появились среди них заслуженные и народные артисты, они стали получать награды». А на последнем награждении, когда я получал орден «За заслуги перед Отечеством», я ему сказал: «Знаете, с каждой наградой появляются новые силы, будто молодеешь, так что омолаживайте нас, по возможности, почаще». А еще все джазовые музыканты меня потом замучили, цитируя одну мою фразу. При вручении награды принято говорить: «Служу Отечеству» или «Служу России». Я вот, всю жизнь служил одному делу, потому и ответил: «Служу российскому джазу». Я вот уже шестой год провожу фестиваль «Российские звезды мирового джаза». При масштабе моих связей я мог бы привозить и американских исполнителей, и кого угодно, но я специально поднимаю статус российского музыканта, где бы он ни жил.

– Вот вы не любите слово «ученик», даже если признанные мастера джаза сами таковыми себя считают, например, Лариса Долина. А вы сами считаете себя чьим-нибудь учеником?

– В обычном понимании, что кто-то меня учил, я могу считать своим учителем человека, который учил меня играть на фортепиано вообще – Мирра Лазаревна Герчикова. Это - потрясающая женщина. Она из Киева, потом в 70-х уехала в Израиль. А в обычном смысле все, что я слышал, я перерабатывал сам в какой-то продукт, рояля ли это касалось или аранжировки. Образование я получал как бы по ходу, но уже не мог сказать, тот меня научил или этот. Вот Юрий Саульский, например. Мы просто общались, было взаимное обогащение и знаниями, и опытом. Долина говорит: «Вы мой учитель, мой гуру». Я ей отвечаю, что не могу себе позволить сказать, что она – моя воспитанница. У нас было сотрудничество, и ее творческая биография формировалась в какой-то степени с моим участием, вот и все. Это не ложная скромность, на самом деле это так.

– А были ли у вас кумиры в джазовом мире? Хотели ли вы «делать жизнь с кого»?

– Ну, я не ставил себе таких глобальных целей, а потом в начале я еще не знал мировых звезд, не было ведь никакой информации. В каждой из моих творческих профессий, а их у меня очень много: и дирижер, и пианист, и композитор – у меня есть какие-то личности, которые являются для меня маяком. Вот песен я практически не писал.

– Но как же, а фильмы «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх»?

– Ну, да, да. Но это меня никогда не привлекало. Лет пятнадцать назад я вообще расстался с эстрадой, которой прослужил много лет. Вот недавно у меня с Ларисой Долиной было небольшое выступление, и я в таком концентрированном виде насмотрелся на сегодняшнюю попсу! Там была тьма народу, правительство Москвы, ресинский концерт к 20-летию стройкомплекса. Нагнали туда огромное количество разного народу, все эти «фабрики звезд», были и «старички». Ну, пробыл я там два часа и понял, что не могу, задыхаюсь. Все-таки джазовый мир – совсем другой, и культура другая.

– Как вам давалась учеба? Вы были серьезным учеником, прилежным?

– Нет, я учился очень плохо, потому что для меня самое страшное в жизни – выполнять что-то обязательное. В музыкальной школе меня чуть не выгнали однажды. Мы должны были писать диктант, педагог не успела еще доиграть на рояле задание, а я уже написал. Она потом еще 74 раза играла, чтобы другие смогли записать, а я в это время, скучая, начал что-то на пособии рисовать, писать, может, не очень хорошие слова. Усидчивости, конечно у меня не было. Если у человека обнаруживаются уникальные способности, это без ложной скромности говорю, потому что так мне дал Господь Бог, так распорядилась Природа. Она наградила меня всеми видами слухов: абсолютным, гармоническим, высотным, цветным.

– А что такое цветной слух?

– Цветной слух – это, допустим, созвучие нот, аккорд какой-то я воспринимаю в цветовой гамме.

– А это ваша личная окраска или есть какие-то общепринятые понятия?

– Ну, вообще, много совпадает. Есть ведь композиторы, которые на этом таланте сделали определенного вида работы, вот, допустим, Скрябин. Нельзя сказать, чтоб это качество было очень полезным и нужным. Вот, абсолютный слух – да, гармонический слух – да. Я ведь, почти всю свою музыку и аранжировки пишу, не садясь за инструмент. Мне не нужно для этого нажимать клавиши. Я представляю, как это звучит на разных инструментах.

– Вы руководили многими коллективами. Как вы с ними расставались?

– Конечно, трудно, я, знаете ли, не всегда могу выдерживать искусственно дистанцию между собой и другими, особенно сейчас, когда рядом молодые ребята. К «Академик-бэнду» я испытываю отеческие чувства. Ну, как я могу им устраивать казарму и писать, например, «без стука не входить» и все такое┘ Я дал согласие на работу с «Академик-бэндом», поставив условие, что оркестр будет жить полноценной профессиональной жизнью. Оркестр без слушателей, без фестивалей, без концертов быть не может. Конечно, у меня есть помощники административные, все из тех же ребят. Раньше у меня был административный персонал из 14 человек. Это почти столько же, сколько самих оркестрантов. Были костюмеры, директор, бухгалтер, зам.директора, главный администратор, зав.постановочной частью, звукорежиссер. А здесь ребята все делают сами. Принципы работы с каждым коллективом разные. В Росконцерте это был, в основном, гастрольный коллектив, бесчисленное число гастролей, концертов, совершенно дикий какой-то план, спущенный сверху, и мы должны были его выполнять. 57 концертов в квартал! Сейчас это даже представить нельзя!

– Это прямо «чес» какой-то!

– Да, да, совершенно верно. Причем эти коллективы, большие оркестры, они же не на сдельной были оплате, а на окладе.

– Что вас в настоящий момент волнует, зажигает?

═– В основном, продюсерская работа. У меня все мероприятия – неординарны. В этом году я провел фестиваль «Российские звезды мирового джаза», в котором участвовало 6 лучших оркестров страны, все биг-бэнды, такого не было никогда!

– Вам не нравится сегодняшнее телевидение, и джаза на нем, кстати почти не увидишь, но вот Лариса Долина – советник по культуре сегодня... Ведь пыталась же она наверняка что-то сделать?

– Пыталась. Затеяли они там с Кобзоном войну с фонограммами, чтобы выступали все вживую. Ведь получается настоящий обман: люди покупают билеты, а приходят прослушивать магнитофон. Она дошла до Путина с этим делом, а он говорит: «Лариса Александровна, ну если мы запретим выступать с фонограммой, кто тогда петь будет?» Вся беда в том, что идет деградация, ведь все делается искусственно в студии. Музыканты уже на сцене просто стоят, делают вид. Вот во Дворце Съездов на концерте, про который я уже рассказывал, был всего один живой номер, наш с Ларисой Долиной. Мы полчаса ждали, когда нам включат микрофоны, отвыкли они там работать с живым звуком... Грустно, но что делать? Рынок. Я понял, что пытаться воевать с ветряными мельницами бессмысленно. У меня есть ниша, в которой я могу самоутверждаться в своей специальности, в своей концепции. Вот за это я готов биться, бороться.

– А как вы себе подбираете коллектив? Ведь состав оркестра ограничен? Вот есть инструмент, а приходит другой, еще лучше.

- Я хороших на лучших не меняю. Я только ужасно не терплю безразличия. Если в оркестре сидит человек, и в глазах у него не отражается музыка, я ему говорю: «Не умеешь – научу, а не хочешь – ищи себе другой оркестр». Для джаза главное – органика, джазовая певица совершенно отличается от эстрадной, джаз – самое многоликое музыкальное искусство. Ни в одном искусстве, ни в академическом, ни в музыкальном, ни в симфоническом нет такого количества разнообразных жанровых направлений. Диксиленд, латиноамериканская музыка, блюз, свинг, электронный джаз...

– Молодежь приходит в джаз?

– Я хотел бы выглядеть оптимистом, человеком, который борется за какие-то истины. То, что я вожусь с молодежью, я просто понял, что мы потеряем жанр. У меня было ощущение 10 лет назад, что мы уйдем, и на этом все кончится. Сейчас уже есть молодежь, зараженная джазом, и я хочу спасибо сказать всем, кто с ними занимается.

– А вы не думали создать целиком джазовое училище?

– Мне на 60-тилетие мой бывший директор оркестра (он играл у меня на барабанах), а теперь - гендиректор большой компании... Он вышел на сцену концертного зала «Россия» и подарил мне пакет. Я открыл: сертификат, постановление, в общем, все документы, включая печать, на открытие Академии Анатолия Кролла. Он был уверен, что я этим воспользуюсь┘

– Почему же вы не воспользовались?

– Потому что тогда надо было отставить джаз в сторону. Занимаясь школой, надо заниматься только этим, а я свою нишу и так заполняю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
517
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
532
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
558
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
640

Другие новости