Любовь прошла? Илл (Александр Лазарев) и Клара (Мария Миронова).
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
«Ленком» начал сразу – с премьеры. Александр Морфов, несколько лет назад удачно дебютировавший здесь спектаклем по роману Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки», теперь выпустил пьесу Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Поскольку в спектакле даму играет молодая актриса Мария Миронова, упоминание о возрасте из названия убрали.
Поход в «Ленком» – по-прежнему событие, а значит, спектакль – не единственная, хотя, конечно, главная его часть. Но важно все: и проход через строй тех, кто одновременно и спрашивает и предлагает «лишний билетик», и буфет, и фойе с фотографиями. И глядя на все это, с удивлением обнаруживаешь сочетание давно забытого советского с новым буржуазно-капиталистическим. Что же там советского – удивится, например, директор театра, респектабельный и обаятельный господин.
Ну, например, программки, припухшие от того, что внутрь вложен толстенький журнальчик. Продают только вместе. Недовольные «нагрузкой» (кстати, при советской власти билеты в Театр имени Ленинского комсомола тоже можно было купить только с «нагрузкой», никак иначе) не получают и программку. Раз или два я даже обращал внимание администрации: мол, при капитализме обычно процветает конкуренция, а здесь ей и зацвесть не дадут. Со мной вроде бы соглашались, но выбора у публики по-прежнему нет. Или бери с книжечкой, или живи так, ходи в антракте, изучай фотографии на стенах: кажется, он и играет? Нет?.. Поневоле купишь с нагрузкой, выбора нет. Может, и нечестно, зато – доходно...
Теперь – о спектакле (хотя как одно возможно воспринять без другого?). Александр Морфов уже однажды сладил со строптивой труппой «Ленкома», на что, наверное, не у каждого достанет сил. И получил право на вторую попытку. Сюжет пьесы Дюрренматта более или менее известен. Написанная в 1957 году и принесшая драматургу мировую славу, она, это слышно сегодня, прочно связана с тем уже далеким временем – после войны вопросы общественной морали ставились остро и получали единодушный отклик. Казалось, общество еще можно не только заклеймить позором, но и изменить к лучшему.
По сюжету в родной город, провинциальный и страшно бедный, – пьеса писалась о послевоенной Европе, – возвращается разбогатевшая дама. У Дюрренматта – старая, в «Ленкоме» – вполне еще ничего. И объявляет, что желает облагодетельствовать и город, и бывших сограждан – дарит им немалые деньги. А за это просит убить своего бывшего возлюбленного: когда-то он, чтобы уйти от ненужного ему отцовства, подкупил двух свидетелей за бутылку водки, теперь она покупает правосудие за миллиард. «Как все подорожало!» – мгновенно реагирует ее бывший избранник.
Таких злободневных, публицистических фраз и целых реприз из области социальной сатиры у Дюрренматта – на каждом шагу. «Ладно, перепишем историю. В первый раз, что ли?» – бодро говорит бургомистр. Но зал реагирует на эти все шуточки вяло.
В общем, спектакль получился о том, как хорошая мысль о возмездии быстро захватывает людей. О том, что раскрутить маховик мести несложно, развратить людей просто. Проще, чем направить на что-то разумное, доброе, вечное... «Мы всего лишь люди...» Кто бы сомневался.
Морфов собрал хорошую актерскую команду. Даму, как было уже сказано, играет Миронова, ее бывшего возлюбленного Илла – Александр Лазарев, бургомистра – Александр Сирин, учителя – Иван Агапов, жену Илла – Олеся Железняк... И в пьесе, и в спектакле тоже большая роль достается массовке, но для нее то ли времени, то ли характеров не хватило. Да и Сирин, замечательный актер, больше запоминается придуманным для него повторяющимся жестом – то и дело он подтягивает штаны...
Эффект «второго спектакля» (имея в виду опыт работы Морфова в «Ленкоме») в данном случае не сработал, то есть успех – это видно – есть, будет, вероятно, раз от раза только расти. Но вот что хочется сказать. «Визит дамы» – спектакль, наверное, хороший, но – бессовестный. Вот в каком смысле: в «Кукушке» у Морфова появился выпускник вахтанговской школы Дмитрий Гизбрехт. Он не произносил ни одного слова, а довольно странно, прыжками, перемещался по сцене. Среди многих обитателей психбольницы он, немой, запоминался больше других. В «Визите дамы» он играет сына Илла. И тоже прыгает. Зачем? Как он прыгает, все уже видели... Миронова и Лазарев играют хорошо. Но в таком же сложном взаимодействии находилась эта же актерская пара в «Плаче палача», где, кстати, тоже был Дюрренматт. И вокзал там тоже был – занимал всю сцену, вокзал-анатомический театр, вокзал-Чистилище. Вокзал, придуманный Олегом Шейнцисом. И в новом спектакле во всю глубину сцены – вокзал. Этот вокзал придумал латвийский сценограф Андрис Фрейберг.
«Плач палача», где главную роль играл Александр Абдулов, в этом году сняли. И «Дама», получается, заполнила эту брешь. А хороший повтор ценят везде, но почему-то в театре, вообще в искусстве – ниже оригинала.