Полотно "Цветок цивилизации" напоминает кукурузный початок.
Фото Елена Семенова
Жил-был на Руси мастер Левша, способный подковать блоху. Позже в СССР жил писатель Сигизмунд Кржижановский: странный, непризнанный, выпавший из своего времени. Всей страной шагали в ногу, а он создавал романы в духе соцреализма и, как микрохирург, внедрялся в суть вещей, мог написать повесть от лица зацепившейся за пальто деревянной стружки. Здесь речь пойдет о таком Кржижановском в искусстве.
В сентябре в Музее Актуального Искусства Art4.ru прошла выставка графики Алексея Сундукова – художника, изначально ушедшего в сторону от мейнстрима. На протяжении 30 лет он воплощал в рисунках свою философию, замешанную на поиске индивида. С 1988 по 2005 год Сундуков жил в Америке, сейчас вернулся в Россию. На последних аукционах Sotby`s и Christy`s были проданы пять его работ. Последняя выставка в Москве состоялась в 1998 году.
Рисунки, чаще карандашные, шокируют воображение. Люди, сидящие в чашке, на тарелке, на яблоке, спустившаяся на стол Статуя Свободы, дерево, растущее из листа художника. Описать картины сложно: каждая насыщена, набита сложнейшими образами. Пространство занято лицами, фигурами, фрагментами тел. Каждая деталь выписана с филигранной точностью. Но в этом сумбуре ощущаешь гармонию, скрепленную метафорой.
Выставка в Музее Art4.ru – почти мастерская. Среди 600 работ не только готовые вещи, но масса заготовок, набросков. Сундуков, работающий в зале над полотном «Цветок цивилизации», рассказал о формировании своей концепции. Случайность подкрепляет данность. Не было случайным летно-штурманское училище: техническое образование заложило стремление к порядку, структуре. Сыграли роль гены: отец был мастером на все руки - мог разобрать и собрать все от швейной машинки до автомобиля.
В 1984 году творчество Сундукова тяготело к реализму и соц-арту. Художник делал наброски в метро, точно схватывая индивидуальность пассажиров. Уже тогда он вкладывал в рисунки общечеловеческий эволюционный смысл соотношения индивида и общества. На картине «Проказа» – школьница в белом фартучке с бантиком, испещренная язвами. Образ советской школы, создающей клише. На другой – указательный палец, вылезающий за пределы рамки, остальные пальцы сжаты в кулак.
Идею индивида Сундуков перенес на фрагмент в системе картины, наделив его важнейшим смыслом. К примеру, полотно «Цветок цивилизации» напоминает кукурузный початок. На самом деле он несет образ Вавилонской башни. С оригинального рисунка Сундукова сделали крупную копию, после чего стебель, листья, соцветие он заполнил мельчайшими деталями, образами Вселенной.
Это массы и хитросплетения людей, спираль развития, заканчивающаяся ложкой и вилкой. На стебле – небоскребы в виде акул, пожирающих друг друга. Это Вавилон современной цивилизации в его обобщенном и индивидуализированном плане. Сундуков говорит, что его метод похож на фрактальную геометрию. Чем больше приближаешься, тем больше видишь частностей.
Суть фрактального реализма в бесконечности. Увеличив фрагмент, Сундуков будет дальше прорисовывать детали, множить и проявлять свои миры. Это как погружение в новое измерение, похожее на свойства материи, которая бесконечна внутри и вовне. Устремишься в космос - там биллионы галактик, поглядишь в микроскоп - там триллионы молекул. И величины эти относительны. Эта идея заключена также в картине «Лицом к лицу», где идет последовательность уменьшения лиц – до исчезновения, до тьмы.
А еще Алексей Сундуков показал признанные и знаковые работы из большого каталога, изданного в Гонконге. Это «Бесконечные аплодисменты», где толпа чествует сменяющих друг друга генсеков; «Большая рулетка», на которой одна цивилизация сменяет другую, играя в рулетку. Это «Гильотина», представленная в виде ложки и вилки и символизирующая вечную необходимость человека в пище. Но это также оптимистическая вещь «Переход», где на примере перехода в метро показано изменение, переход в будущее, иное состояние, где жизнь запечатлена как фрагмент бесконечности.