0
4005
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2008 00:00:00

Фрактальная геометрия реальности

Тэги: сундуков, выставка, графика


сундуков, выставка, графика Полотно "Цветок цивилизации" напоминает кукурузный початок.
Фото Елена Семенова

Жил-был на Руси мастер Левша, способный подковать блоху. Позже в СССР жил писатель Сигизмунд Кржижановский: странный, непризнанный, выпавший из своего времени. Всей страной шагали в ногу, а он создавал романы в духе соцреализма и, как микрохирург, внедрялся в суть вещей, мог написать повесть от лица зацепившейся за пальто деревянной стружки. Здесь речь пойдет о таком Кржижановском в искусстве.

В сентябре в Музее Актуального Искусства Art4.ru прошла выставка графики Алексея Сундукова – художника, изначально ушедшего в сторону от мейнстрима. На протяжении 30 лет он воплощал в рисунках свою философию, замешанную на поиске индивида. С 1988 по 2005 год Сундуков жил в Америке, сейчас вернулся в Россию. На последних аукционах Sotby`s и Christy`s были проданы пять его работ. Последняя выставка в Москве состоялась в 1998 году.

Рисунки, чаще карандашные, шокируют воображение. Люди, сидящие в чашке, на тарелке, на яблоке, спустившаяся на стол Статуя Свободы, дерево, растущее из листа художника. Описать картины сложно: каждая насыщена, набита сложнейшими образами. Пространство занято лицами, фигурами, фрагментами тел. Каждая деталь выписана с филигранной точностью. Но в этом сумбуре ощущаешь гармонию, скрепленную метафорой.

Выставка в Музее Art4.ru – почти мастерская. Среди 600 работ не только готовые вещи, но масса заготовок, набросков. Сундуков, работающий в зале над полотном «Цветок цивилизации», рассказал о формировании своей концепции. Случайность подкрепляет данность. Не было случайным летно-штурманское училище: техническое образование заложило стремление к порядку, структуре. Сыграли роль гены: отец был мастером на все руки - мог разобрать и собрать все от швейной машинки до автомобиля.

В 1984 году творчество Сундукова тяготело к реализму и соц-арту. Художник делал наброски в метро, точно схватывая индивидуальность пассажиров. Уже тогда он вкладывал в рисунки общечеловеческий эволюционный смысл соотношения индивида и общества. На картине «Проказа» – школьница в белом фартучке с бантиком, испещренная язвами. Образ советской школы, создающей клише. На другой – указательный палец, вылезающий за пределы рамки, остальные пальцы сжаты в кулак.

Идею индивида Сундуков перенес на фрагмент в системе картины, наделив его важнейшим смыслом. К примеру, полотно «Цветок цивилизации» напоминает кукурузный початок. На самом деле он несет образ Вавилонской башни. С оригинального рисунка Сундукова сделали крупную копию, после чего стебель, листья, соцветие он заполнил мельчайшими деталями, образами Вселенной.

Это массы и хитросплетения людей, спираль развития, заканчивающаяся ложкой и вилкой. На стебле – небоскребы в виде акул, пожирающих друг друга. Это Вавилон современной цивилизации в его обобщенном и индивидуализированном плане. Сундуков говорит, что его метод похож на фрактальную геометрию. Чем больше приближаешься, тем больше видишь частностей.

Суть фрактального реализма в бесконечности. Увеличив фрагмент, Сундуков будет дальше прорисовывать детали, множить и проявлять свои миры. Это как погружение в новое измерение, похожее на свойства материи, которая бесконечна внутри и вовне. Устремишься в космос - там биллионы галактик, поглядишь в микроскоп - там триллионы молекул. И величины эти относительны. Эта идея заключена также в картине «Лицом к лицу», где идет последовательность уменьшения лиц – до исчезновения, до тьмы.

А еще Алексей Сундуков показал признанные и знаковые работы из большого каталога, изданного в Гонконге. Это «Бесконечные аплодисменты», где толпа чествует сменяющих друг друга генсеков; «Большая рулетка», на которой одна цивилизация сменяет другую, играя в рулетку. Это «Гильотина», представленная в виде ложки и вилки и символизирующая вечную необходимость человека в пище. Но это также оптимистическая вещь «Переход», где на примере перехода в метро показано изменение, переход в будущее, иное состояние, где жизнь запечатлена как фрагмент бесконечности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1259
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3127
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2225
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1781

Другие новости