0
783
Газета Культура Интернет-версия

30.09.2008 00:00:00

"Неоконченная" постарела

Тэги: оркестр, консерватория


оркестр, консерватория Михаил Плетнев выжимает из оркестра слезы. И не только...
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Две контрастные программы представил Михаил Плетнев слушателям Большого зала консерватории: симфонические фрагменты из опер Римского-Корсакова и известные страницы из музыки Шуберта. Дискуссионность интерпретаций не мешает осознать, что за 17 лет, проведенных за пультом, Плетнев стал одним из лучших дирижеров страны.

В глазах музыкантов РНО есть творческий огонек, есть интерес и живость, каких нет ни в одном московском оркестре. Чувствуется, что Плетнев их увлекает как музыкантов, а не как сотрудников оркестра, которые должны ходить на репетиции и играть концерты, а потом получать за это зарплату. Михаил Васильевич, в общем не ломая традиции (дирижером-революционером его вряд ли назовешь), все-таки часто представляет свой взгляд на хорошо известную музыку.

Две названные монографические программы демонстрируют углубленный взгляд дирижера в исторические связи. В симфонической картине «Три чуда» из «Сказки о Царе Салтане» мы отчетливо слышим, откуда «ноги растут» у Лядова – автора музыкальной табакерки и Кикиморы, качающейся в хрустальной колыбельке. А в «Ночи на Триглаве» – третьем действии из оперы-балета «Млада» в обработке для оркестра Михаила Плетнева – нет-нет да и покажет язык Игорь Федорович Стравинский, еще один воспитанник санкт-петербургской школы.

Но еще более интересная метаморфоза случилась со знаменитой Восьмой симфонией Шуберта, известной как «Неоконченная». В интерпретации Плетнева эта симфония прозвучала так, словно она была написана в том году, когда ее случайно нашли и исполнили – 1865-м, за десять лет до того, как написал свою Первую симфонию Брамс, и за 20 лет до его Четвертой симфонии. В плетневской интерпретации «Неоконченной» больше всего слышалась предтеча именно Четвертой Брамса, которую Соллертинский так точно охарактеризовал выражением «от элегии к трагедии». Плетнев берет медленный темп и буквально пропевает каждую ноту первой части, так что от пресловутой танцевальной побочной партии с притопом и прихлопом не остается и следа. А в медленной части слышится та же щемящая лирика, та же баховская строгость и патетика, что принято отмечать в финале Четвертой Брамса. В «Неоконченной» Плетнева так много слез, ощущения несовершенства внешнего мироздания, но при этом так много совершенства мироздания внутреннего, что, пожалуй, впервые не возникает вопрос о цельности этого сочинения. У Плетнева эта двухчастная симфония состоялась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1665
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3611
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2665
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2171

Другие новости