Кажется, главным героям Донне (Мерил Стрип) и Сэму (Пирс Броснан) скучновато.
Кадр из фильма «Мамма миа!»
Девица София (Аманда Сейфрид), дочь одинокой хозяйки гостиницы Донны (Мерил Стрип) на одном из греческих островов, накануне свадьбы задается вопросом: кто же ее отец? Претендентов трое (матушка ее двадцать лет назад имела роман почти одновременно с тремя юношами), и всех троих она приглашает на остров на свадьбу. По случаю семейной неразберихи весь остров, включая случайных коров и туристов, пляшет, орет, танцует, падает в воду и истерически резвится как в последний раз в жизни.
Мюзикл строго построен под песни АВВА, и если бы не знакомые с незапамятных времен напевы, этот двухчасовой фитнес Мерил Стрип и ее подружек способен свести челюсти от скуки даже, кажется, самой Мерил Стрип. Три тетки и три дядьки, словно обезумев от неожиданной свободы и средиземноморского воздуха, два часа выделывают фортели. Особенно тетки. Дядьки – те посерьезнее. Самый вероятный отец Софии, Сэм (Пирс Броснан), то и дело принимается грустно петь об ушедшей любви, самый отвязный – Билл (Стеллан Скарсгард) – носится на мотоцикле с видом перезревшего тинейджера, а бедный Гарри (Колин Ферт) признается, что Донна была последней женщиной в его жизни, и бродит в поисках пылких греческих юношей. Дамы же в это время┘ Дамы┘ М-да┘ Так вот, дамы устраивают зажигательное эротическое шоу на столе, подглядывают за голыми мужчинами, которые носят трогательные татуировки в виде глаз на ягодицах, и совершают полусексуальные надругательства над микрофонами.
«Мамма миа!» – трогательный дебют 52-летнего театрального режиссера Филлиды Ллойд в большом кино – до этого она сняла телевизионный фильм. Серьезный театральный режиссер, она вдруг испытала по отношению к «несерьезному» жанру мюзикла такой пиетет, что побоялась даже взять его в руки. Оттого он поскакал сам по себе, время от времени подстегиваемый лишь неожиданно неугомонной Мерил Стрип. Великая – без преувеличения – актриса вдруг совсем не по-великому, а даже как-то капризно, но при этом довольно лениво «зазвездила» в этом фильме, словно давая понять: раз уж не по чину мне весь этот балаган, буду работать вполсилы, но – чур – всем любоваться только мной! На умную и тонкую Мерил Стрип это совсем не похоже, поэтому иногда хочется навести резкость: а она ли это вообще? Она, она. Бесподобная Стрип на наших глазах вдруг превращается в стареющую диву, которой страсть как хочется побыть еще молодой. И роль ей явно не по возрасту – поздновато 40-летнюю играть, и не слишком зажигательные пляски на причале, прыжки на кровати, похлопывания себя по всем частям тела, – все это словно с чужого плеча, все это неловко и нелепо.
Про остальных актеров даже говорить нечего – старые песни АВВА, видимо, настраивают их на столь ностальгический лад, что им хочется грустно смотреть в небо и думать о скоротечности жизни, время от времени вспоминая, что – ах да! – я ж в мюзикле! И делая очередную нелепость в нечутких руках режиссера.
Майн готт! Мамма миа! Finita la comedia.