Сцена из оперы «Очарованный странник».
Фото с официального сайта театра
Мариинский театр открывает 226-й сезон. Начинается он с «Псковитянки» Римского-Корсакова. Постановка с историческим прошлым – 1952 года, с именами: режиссер Евгений Соковнин (его, правда, почти не упоминают) и художник Федор Федоровский. Возобновили спектакль весной, накануне открытия фестиваля «Звезды белых ночей».
Главный интерес начинающегося сезона – изменения в балете после смены руководства. Прошлый сезон балет завершил в некоторой растерянности. Отменили творческие вечера Дианы Вишневой, не состоялось возобновление балета Алексея Ратманского «Поцелуй феи». Даже в финале оказалось «Лебединое озеро» не свое, а гастролирующего Краснодарского балета.
Правда, тогда же было объявлено, что предстоит премьера «Конька-горбунка» в постановке Ратманского. Это инициатива Валерия Гергиева, который после исполнения и постановки оперы «Очарованный странник» намерен развивать сотрудничество с Родионом Щедриным (концертный зал открывает сезон именно «Очарованным странником»). А после успешной работы Ратманского в Большом театре перестал мечтать о «молодом Григоровиче» и готов вернуть в балет должность художественного руководителя, если Ратманский после окончания контракта в Москве согласится ее занять. Сейчас понятно, что рассчитывать не на что: Ратманский приглашен в Американский театр балета – ABT (где танцуют Нина Ананиашвили и Диана Вишнева, с которыми он успешно сотрудничает) сроком на пять лет и будет «привязан» там половину сезона.
Пока изменения обозначились в афише открытия. Вместо неизбежного «Лебединого озера» «Симфония до мажор» Баланчина с довеском в виде «Серенады», и лишь потом – две подряд «Баядерки». Вытащенная в конце прошлого сезона из запасников «Симфония» тогда прозвучала невразумительно, но, возможно, теперь будет иначе: ныне исполняющий обязанности балетного руководителя Юрий Фатеев – признанный специалист по баланчинской школе. Что касается «Баядерки», то «Тени» самого петербургского по духу балета Петипа не менее символичны, чем вечно российские лебеди. Третье место в афише отведено «Золушке» Ратманского. В общем, сентябрьская афиша – идеализированный портрет сегодняшнего Мариинского балета. Правда, уже в октябре грядет изобилие «Сильфид», заполняющих лакуны в период гастролей.
Исполнительские ориентиры расставлены уже в первых спектаклях. В «Симфонии до мажор» рулит новое поколение. «Баядерку» запланировали «дублем», который, впрочем, не прозвучит: Ульяна Лопаткина танцевать не сможет, и назначенная в конце прошлого сезона примой Виктория Терешкина сменила партию Гамзатти на Никию. И теперь Гамзатти оба спектакля (вечерний и на следующий день утренний) станцует Екатерина Осмолкина. У нее в сентябре складывается прямо-таки бенефис: «Серенада» на открытии, две «Баядерки» и «Золушка». Значительных официальных изменений в балетной труппе пока не видно, даже в списке управления труппой сохранились «Киже»: у отсутствующего заместителя завтруппой есть два помощника.
Среди оперных премьер «Манон Леско», «Алеко», «Иоланта». И к юбилею Гоголя «тройка» от современных композиторов: «Тяжба» Светланы Нестеровой, «Иван Федорович Шпонька» Анастасии Безпаловой и «Коляска» Вячеслава Круглика.
Продолжается возобновленная в прошлом сезоне система абонементов. В нее включили даже премьеру «Конька-горбунка». Есть последние, только один-два раза показанные премьеры прошлого сезона: оперы «Очарованный странник», «Братья Карамазовы». И балет «Стеклянное сердце». Провальный спектакль оставили в репертуаре – похоже, его спасли музыка Цемлинского и исполнители. Вагнер идет отдельным абонементом: тетралогия «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин» (концертный – вероятно, в преддверии новой постановки) и «Парсифаль».
Опять будут детские утренние абонементы (с «Коньком-горбунком»), абонемент с репертуаром Чайковского, а также исключительно оперный и только балетный. И внушительное количество фестивалей, из которых главную загадку сейчас представляет, несомненно, балетный.
Санкт-Петербург