В Благовещенске завершился Шестой открытый российский кинофорум «Амурская осень». Объявлены результаты и вручены награды. Оставляя в стороне кинематографическую часть программы, которая вполне соответствовала российской программе ММКФ и «Кинотавра», хочется поговорить о театральной, которая, вся, отдана антрепризе.
В театральной части «Амурская осень» – уникальный фестиваль. Только здесь антреприза, обычно оставляемая за бортом театрального процесса, попадает в зону пристального внимания, что само по себе достойно поощрения. Другой вопрос – насколько это пристальное внимание оправдано.
Что такое антреприза? Изначально – всего лишь частный театр. Антрепризный спектакль – спектакль, объединяющий актеров разных театров. «Антрепризный жанр» – эти слова прозвучали на одной из пресс-конференций, очень четко разделив фестивальную программу на два лагеря: спектакли, выполненные в «жанре антрепризы», и спектакли, построенные по принципу антрепризы. Собственно, это разделение весьма полно охватывает все антрепризное движение.
Постановки, выполненные в так называемом антрепризном жанре, призывающем к максимальной развлекательности, к сожалению, составляли явное большинство и единственное, чем могли похвалиться – узнаваемыми лицами исполнителей. И тем показательнее – в противовес – аплодирующий стоя зрительный зал на спектакле «Не бросайте пепел на пол». Спектакле, в котором было всего два актера, не обладающих громкими и раскрученными именами, – Елена Скороходова и Вячеслав Кулаков. Спектакле, который – в связи с этим и непривычностью пьесы, автором которой была всё та же Скороходова, – поначалу принимался довольно прохладно, но постепенно настороженность прошла, сменившись какой-то светлой радостью. И в гардеробе несколько раз довелось услышать, что спектакль этот – лучший из пяти увиденных до этого. Конечно, строго говоря, постановке сильно не хватает режиссерского взгляда со стороны (режиссёр – опять же Елена Скороходова), который позволил бы подтянуть и выстроить некоторую рыхлость текста. Но в целом искренняя увлеченность актеров и точная их игра искупает многое.
Зато именно точности в актерской игре не хватало самой масштабной постановке фестиваля – спектаклю «Сирано де Бержерак» компании «Арт-Питер». Конечно, после спектаклей «антрепризного жанра» «Сирано» казался верхом профессионализма, тем не менее исполнители главных ролей – Сергей Безруков и Елизавета Боярская – пока что (а европейская, то есть питерская и московские премьеры – в октябре) не чувствовали себя уверенно, а сам спектакль явно страдал от отсутствия выраженной режиссерской идеи, непосредственно связанной с пьесой Ростана, а не предоставлением больших ролей двум молодым звездам. Да ещё – в стихах...
Особняком в программе прозвучал бенефис Екатерины Васильевой «Я была счастлива» по дневникам Анны Сниткиной с вкраплениями монологов героинь Достоевского. И снова оказалось, что зритель не просто готов к серьезному диалогу и осмыслению, но и стремится к нему, впитывая не только юмор и тепло игры очень хорошей актрисы, но и глубины философии Достоевского.
Самым же совершенным – практически во всех своих составляющих – антрепризным проектом стал спектакль Юрия Еремина «Самое дорогое – бесплатно», продемонстрировав, в сущности, идеальный рецепт сегодняшней антрепризы. Он оказался прост: профессиональный режиссер, профессиональный актеры профессиональных театров (Людмила Чурсина, Георгий Тараторкин, Ольга Кабо, Нелли Уварова) и интересный материал (рассказы Юкио Мисима). Всё. Этого оказалось достаточно, чтобы жюри – во главе с Адой Роговцевой, – не колеблясь, присудило гран-при.
И этот выбор, равно как и выбор жюри в остальных номинациях, тактично обошедший непосредственно «антрепризный жанр» своим вниманием, позволяет надеяться, что какие-то «нужные» закономерности в антрепризном движении фестиваль все-таки начинает выявлять, и что следующий год принесет благовещенцам больше достойных спектаклей. Мысль о том, что «Вишневый сад» Някрошюса – тоже антреприза, обнадеживает!