Лупоглазая корова – одна из героинь нынешнего мультипликационного фестиваля КРОК.
Кадр из фильма предоставлен организаторами
В Санкт-Петербурге стартовал 19-й по счету анимационный фестиваль КРОК. Украинско-русский по организации и международный по составу участников, КРОК проходит на плавающем корабле и внешне больше похож на увеселительную прогулку. На деле – не только.
Еще пару лет назад непредвзятый зритель отметил бы, что на пестром международном фоне отечественные мультфильмы выглядят оплотом мастерства, поражая ровностью качества и однородностью эстетики, вызывающей в памяти советское кино. Это, конечно, рождало гордость за национальную школу, которая отлично обучала «рисовать лошадь» – то есть внятно строить повествование, организовывать кадр и подбирать цветовую гамму. Другое дело, в процессе обучения молодые авторы зачастую теряли способность рисовать что-либо, помимо «лошадей».
Нынешний фестиваль дает повод думать, что возрождение нашей анимации, о котором говорилось в последние годы, может вылиться в развитие нового и разнообразного по своему составу искусства. Строить такие прогнозы вполне уместно и потому, что КРОК-2008 посвящен студенческому и дебютному кино.
Некоторые новые имена уже известны публике. Зоя Киреева (Екатеринбург) за свою «Девочку Дуру» получила приз на престижном анимационном фестивале во Франции. Переняв анимационную манеру от Валентина Ольшванга («Розовая кукла», «Про раков»), она добавила в суровый ольшванговский стиль сентиментальность и сделала трогательное, эстетское кино о любви чудаковатой девочки к туповатому одногруппнику по детскому саду.
Но большинство фильмов, даже если показывались, пока не получили знаков отличия, хотя многие из них смотрятся очень свежо и смело переворачивают стереотипы, связанные с русской анимацией. Как «Рукокрылый» Вадима Оборвалова: этот музыкально-графический этюд поражает художественной изысканностью – она чувствуется и в выборе визуального материала (Оборвалов оживил старые гравюры), и в саундтреке (музыка Франца Шуберта), и во всем построении этого бессюжетного, культуроведческого по набору образов фильма о руках пианиста и превращении гусеницы в бабочку. Список можно продолжить элегантным кукольным «Детством Королева» (реж. Илья Панкратов), рассказывающим в духе соц-арта анекдотическую фантазию о мальчике, запускающем в космос деревянную ракету с дворовой Жучкой. И незамысловатым фильмом «На зубок» (реж. Артем Лукичев) – который в анимешном ключе изображает баталии микробов, скопившихся на зубной щетке. И намеренно неряшливой по эстетике «Скотобазой» Веры Мякишевой, остроумно изображающей процесс производства консервов. И забавной питерской «Манной кашей» (реж. Олеся Щукина) – современной версией сказки «Горшочек каши», сделанной в технике пиксиляции (покадровая съемка живых актеров). И картиной студентки ВГИКа Александры Лукиной «Дочки-матери» – где очень живо и правдиво представлен внутренний мир девочки-подростка. Здесь тревоги и страхи, обуревающие героиню, поданы в скромном линейном, отчасти небрежном рисунке, простота которого только подчеркивает эмоциональную интенсивность фильма.
Но нынешний КРОКовский, увы, рождает и новую печаль – младое племя лошадей-то как раз не очень хорошо рисует. Многие экспериментальные и неожиданные работы грешат небрежностью, режиссерскими неловкостями. Проблема кроется в системе образования. В результате студентам, которые пытаются снимать «другое» анимационное кино, приходится самим изобретать велосипед. Но это не страшно. Эксперименты часто оборачиваются неудачами, зато каждый положительный результат – а на КРОКе таковых немало – стоит десятка ремесленных, вылепленных по лекалу изделий.
Санкт-Петербург