0
1563
Газета Культура Интернет-версия

17.09.2008 00:00:00

В "Гараж" по фейс-контролю

Тэги: выставка, кабаков


выставка, кабаков Дарья Жукова, Эмилия и Илья Кабаковы на задворках «Красного вагона» перед грудой строительного мусора.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Второй день ретроспективы Кабаковых открыл в «Гараже» «Красный вагон» и «Альтернативную историю искусств». Собственно, открыл и сам «Гараж». Вход в галерею осуществлялся по такому строгому контролю, что напоминал регистрацию на авиарейс – с очередями, проверками сумок... Впрочем, в каком-то смысле это действительно рейс – к прошлому и к настоящему Кабаковых.

«Современное искусство наконец вернулось в Россию полноценно», – заявил куратор ретроспективы Иосиф Бакштейн. Как и полагается, в гараже разместился вагон – знаменитая инсталляция «Красный вагон». «Машина времени» в утопию советского прошлого – это не только воображаемое средство передвижения, но и своего рода бытовка: сядете внутри на скамеечку, взглянете на светло и ярко намалеванную картинку действительности (это вместо окошка), в уши вольется радостная песня... Только вот и вход и выход – в соответствии с советскими стандартами – только через заднюю дверь, иначе говоря, другой возможности, кроме как прошмыгнуть через черный ход, нет. А там, снаружи, груды строительного мусора, отбросы утопии. И лестницы вверх, вверх – куда? Застывшие «эскалаторы» в никуда... Советский миф «Красного вагона» поет в унисон с утопией конструктивизма Мельникова.

В унисон с утопией поет и «Альтернативная история искусств». Как бы музей как бы реальных, но фиктивных персонажей Шарля Розенталя, Ильи Кабакова и Игоря Спивака – это развернувшиеся (а хочется сказать – затянувшиеся) на два с лишком десятка залов размышления об альтернативном пути искусства после Малевича. В целом хватило бы и половины показанного, чтобы нарисовать, например, следующую картину. Розенталь поначалу грезит супрематизмом, как потом он будет грезить Жерико (чтоб масштабно и по правде!). Получаются работы, супрематизм комментирующие или вьющиеся около него своими изъятыми из реальности геометрическими фрагментами. Реалистические произведения с белыми супрематическими нишами. «Альтернативный» Кабаков от своего духовного наставника Розенталя перенимает фрагментарность, но закрашивает ее черным – в утопию он уже не верит. Наконец, Спивак, чье творчество приходится на 90-е, ТОГО времени (ни супрематизма, ни соцреализма, ни настоящей той страны) не знает – и появляются теперь, наоборот, фрагменты каких-то картин какой-то жизни, а остальное – tabula rasa. Все всему альтернативно, фиктивно... Что в итоге?

Давно анонсированный приезд гениального гуру московского концептуализма на деле сейчас обернулся успешным коммерческим проектом. Место Кабакова в искусстве, у истоков концептуализма, неоспоримо по своей почетности, и еще раз это подтвердила присужденная ему японская императорская премия Premium Imperiale, одна из самых престижных в области культуры. 15 млн. иен (что соответствует примерно 126 тыс. долл.) Кабаковы решили распорядиться следующим образом: часть пойдет в фонд «Линия жизни» на лечение детей с сердечными заболеваниями, часть – в дом престарелых и часть – на создание детской библиотеки.

Однако работы. Привезенные проекты – поздние вещи не периода концептуалистского расцвета. Хотя перед затраченной на это работой остается только снять шляпу. Сейчас Кабаков – бренд, в его ретроспективу вложился Абрамович, а любую его работу с радостью купили бы. Кстати, его появление на открытии вызвало почти фурор среди фотографов. Кто бы мог подумать, что родившийся в подполье концептуализм выльется в столь массовое мероприятие с шампанским и богемными объятиями.

Что касается самого «Гаража», то созданное конструктивистом Мельниковым пространство впечатляет своими экспозиционными возможностями. Но вообще-то оно принадлежит Федерации еврейских общин России. Как сказал ее председатель Александр Борода, здесь через два года будет Российский еврейский музей. Пока он проектируется, и площадку отдали проекту «Гараж». На февраль «Гараж» заявил экспозицию коллекции Франсуа Пино, но относительно дальнейшей программы все будет зависеть от того, станет ли основательница «Гаража» Дарья Жукова формировать выставочную программу сама (что сузит ее возможности) или пригласит арт-дилеров и кураторов. Сейчас в роли хозяйки она выглядела вполне органично, а ее английский был не хуже, чем у переводчика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1485
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1694
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1798
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4121

Другие новости